shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 23 декабря – 1

О дальней авиации – а также Игоре Сикорском и его «Илье Муромце»

Меньше недели назад мы вспоминали ракетчиков – и вот подоспела очередь другого компонента ядерной триады – сегодня в России отмечают День Дальней авиации. Причём – столетие, поскольку именно 23 (или, если угодно –10 по ст. ст.) декабря военного 1914 года Николай II утвердил решение о формировании эскадры самолётов «Илья Муромец»… К императору и этой  эскадре мы ещё вернёмся…



…Пока же сообщим, что упомянутый «Илья Муромец» – самый большой на тот момент самолёт в мире – по совпадению, впервые поднялся в небо ровно годом раньше – 23 декабря 1913-го. (Строго говоря – он не был первым большим самолётом Сикорского… полугодом раньше взлетел его «Русский витязь» – однако единственный экземпляр угробили совершенно фантастическим образом: на стоявшую на лётном поле чудо-машину сверху рухнул двигатель другого самолёта!) Сикорский, впрочем, в считанные месяцы выдал новую – и существенно улучшенную конструкцию.



(Буквально два слова о самом Сикорском – тем паче, что в советские времена эту фамилию упоминали неохотно… в конце концов, он же – американский «Мистер вертолёт»! В 1918-м, когда строительство «Муромцев» было заброшено, разочарованный конструктор перебрался через финскую границу. (Ему повезло – а вот генерала Шидловского, первого командира той самой первой эскадры по пути не то застрелили – не то даже зарезали).



Впрочем, поначалу казалось, что не так уж повезло – Сикорский предложил свои услуги французам; те чуть не выдали аванс на партию бомбардировщиков – но тут же передумали… война закончилась! Конструктор переехал в Америку; перебивался уроками математики; организовал, впрочем, фирмочку в каком-то сарае – но продолжал бедствовать, пока не явился добрый волшебник в лице композитора Рахманинова; с его пяти тысяч ещё тех баксов и начался многолетний полёт Сикорского – вплоть до включения в национальный зал славы изобретателей США… Эх, сплоховали большевики, чего там… Ну – хоть выпустили).



…Вернёмся к «Муромцу». Это был деревянный гигант с тридцатиметровым размахом крыльев… По нашим временам мощь его двигателей (четыре по сто лошадок в каждом) может показаться несерьёзной (как и тут же поставленный мировой рекорд грузоподъёмности – тонна с небольшим; да и рекорды дальности – вроде перелёта Петербург – Киев) – однако дело было сто лет назад! Как говорят, Его величество лично прибыл полюбоваться на чудо техники, после чего пожаловал конструктору орден Св. Владимира и сто тысяч рублей на продолжение работ! (Важно заметить, что изначально «Муромец» затевался как самолёт пассажирский – причём, премиум-класса (или, бери выше, люкс?)… во всяком случае, в нём было освещение, отопление, спальня – и ванна с туалетом! Более того – имелась прогулочная палуба для желающих «прокатиться с ветерком»!)



…Однако, началась война… обстановку салона пришлось сменить на аналогичное по весу количество бомб – плюс пулемёты. Военное ведомство заказало сначала десять, потом целых тридцать два самолёта… И тут выяснилась поразительная вещь – толком летать на «Муромце» может один человек на всю страну… сам Сикорский! Прочие же пилоты рапортовали о куче недостатков – да и попросту боялись этой махины… Какие уж тут бомбардировки!

…Дело чуть не затормозилось – однако вмешался упомянутый Михаил Шилдовский. (Пока не генерал, а руководитель авиационного направления «Руссо-Балта», где «Муромец» и делали… завод, кстати, – вагоностроительный). Этому энергичному человеку удалось убедить начальство – самолёт, может, и нуждается в доводке – но и пилотам требуется специальная подготовка! А раз так – «Муромцы» следует выделить в отдельное подразделение… Император идею одобрил – иначе праздновать бы нам в какой-нибудь другой день!



Так появилась тяжёлая авиация – то есть эскадра, с которой мы начали. Всего за военные годы «Муромцев» построили около восьмидесяти; потеряно из них было два с половиной десятка – причём боевые потери составили всего четыре машины. (В воздушном бою сбили и вовсе один – причём его разом атаковали два десятка немцев!) «Муромцы», в свою очередь расправились с двенадцатью истребителями… впрочем, главной их задачей было бомбить – и количество сброшенных бомб оценивают в шестьдесят пять тонн (включая рекордную 400-килограммовую).



Остальные потери произошли, что называется, «по техническим и погодным условиям» – не считая машин, сожжённых при отступлении. Что было дальше? По понятным причинам, производство прикрылось – существует Декрет Совнаркома от 22 марта 1918 года по формированию Северной  группы из трёх «Муромцев» – но вылеты во время Гражданской можно пересчитать буквально по пальцам, и особых подвигов за нашими «Летающими крепостями» не числится. Впоследствии несколько самолётов вернулись к своему первоначальному, гражданскому предназначению – однако, вследствие отсутствия ремонтной базы, продолжалось это недолго… Последний «Муромец» приписанный к Серпуховской лётной школе, поднялся в воздух в 1923-м…



PS: …А 22 декабря 1930 года взлетел первый ТБ-3 (он же – АНТ-6) – Туполевские машины (конечно, последующих поколений!) и сейчас составляют костяк нашей Дальней авиации… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 23 декабря 1947 года родился замечательный певец Грэм Боннэт – среди групп, в которых он отметился – Rainbow, Alcatrazz и Michael Schenker Group.  



Tags: 23 декабря, «Илья Муромец», «Руссо-Балт», День Дальней авиации, Николай II, Сикорский, Туполев, Шилдовский
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 92 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →