Меньше недели назад мы вспоминали ракетчиков – и вот подоспела очередь другого компонента ядерной триады – сегодня в России отмечают День Дальней авиации. Причём – столетие, поскольку именно 23 (или, если угодно –10 по ст. ст.) декабря военного 1914 года Николай II утвердил решение о формировании эскадры самолётов «Илья Муромец»… К императору и этой эскадре мы ещё вернёмся…
…Пока же сообщим, что упомянутый «Илья Муромец» – самый большой на тот момент самолёт в мире – по совпадению, впервые поднялся в небо ровно годом раньше – 23 декабря 1913-го. (Строго говоря – он не был первым большим самолётом Сикорского… полугодом раньше взлетел его «Русский витязь» – однако единственный экземпляр угробили совершенно фантастическим образом: на стоявшую на лётном поле чудо-машину сверху рухнул двигатель другого самолёта!) Сикорский, впрочем, в считанные месяцы выдал новую – и существенно улучшенную конструкцию.
(Буквально два слова о самом Сикорском – тем паче, что в советские времена эту фамилию упоминали неохотно… в конце концов, он же – американский «Мистер вертолёт»! В 1918-м, когда строительство «Муромцев» было заброшено, разочарованный конструктор перебрался через финскую границу. (Ему повезло – а вот генерала Шидловского, первого командира той самой первой эскадры по пути не то застрелили – не то даже зарезали).

Впрочем, поначалу казалось, что не так уж повезло – Сикорский предложил свои услуги французам; те чуть не выдали аванс на партию бомбардировщиков – но тут же передумали… война закончилась! Конструктор переехал в Америку; перебивался уроками математики; организовал, впрочем, фирмочку в каком-то сарае – но продолжал бедствовать, пока не явился добрый волшебник в лице композитора Рахманинова; с его пяти тысяч ещё тех баксов и начался многолетний полёт Сикорского – вплоть до включения в национальный зал славы изобретателей США… Эх, сплоховали большевики, чего там… Ну – хоть выпустили).
…Вернёмся к «Муромцу». Это был деревянный гигант с тридцатиметровым размахом крыльев… По нашим временам мощь его двигателей (четыре по сто лошадок в каждом) может показаться несерьёзной (как и тут же поставленный мировой рекорд грузоподъёмности – тонна с небольшим; да и рекорды дальности – вроде перелёта Петербург – Киев) – однако дело было сто лет назад! Как говорят, Его величество лично прибыл полюбоваться на чудо техники, после чего пожаловал конструктору орден Св. Владимира и сто тысяч рублей на продолжение работ! (Важно заметить, что изначально «Муромец» затевался как самолёт пассажирский – причём, премиум-класса (или, бери выше, люкс?)… во всяком случае, в нём было освещение, отопление, спальня – и ванна с туалетом! Более того – имелась прогулочная палуба для желающих «прокатиться с ветерком»!)

…Однако, началась война… обстановку салона пришлось сменить на аналогичное по весу количество бомб – плюс пулемёты. Военное ведомство заказало сначала десять, потом целых тридцать два самолёта… И тут выяснилась поразительная вещь – толком летать на «Муромце» может один человек на всю страну… сам Сикорский! Прочие же пилоты рапортовали о куче недостатков – да и попросту боялись этой махины… Какие уж тут бомбардировки!
…Дело чуть не затормозилось – однако вмешался упомянутый Михаил Шилдовский. (Пока не генерал, а руководитель авиационного направления «Руссо-Балта», где «Муромец» и делали… завод, кстати, – вагоностроительный). Этому энергичному человеку удалось убедить начальство – самолёт, может, и нуждается в доводке – но и пилотам требуется специальная подготовка! А раз так – «Муромцы» следует выделить в отдельное подразделение… Император идею одобрил – иначе праздновать бы нам в какой-нибудь другой день!
Так появилась тяжёлая авиация – то есть эскадра, с которой мы начали. Всего за военные годы «Муромцев» построили около восьмидесяти; потеряно из них было два с половиной десятка – причём боевые потери составили всего четыре машины. (В воздушном бою сбили и вовсе один – причём его разом атаковали два десятка немцев!) «Муромцы», в свою очередь расправились с двенадцатью истребителями… впрочем, главной их задачей было бомбить – и количество сброшенных бомб оценивают в шестьдесят пять тонн (включая рекордную 400-килограммовую).
Остальные потери произошли, что называется, «по техническим и погодным условиям» – не считая машин, сожжённых при отступлении. Что было дальше? По понятным причинам, производство прикрылось – существует Декрет Совнаркома от 22 марта 1918 года по формированию Северной группы из трёх «Муромцев» – но вылеты во время Гражданской можно пересчитать буквально по пальцам, и особых подвигов за нашими «Летающими крепостями» не числится. Впоследствии несколько самолётов вернулись к своему первоначальному, гражданскому предназначению – однако, вследствие отсутствия ремонтной базы, продолжалось это недолго… Последний «Муромец» приписанный к Серпуховской лётной школе, поднялся в воздух в 1923-м…
PS: …А 22 декабря 1930 года взлетел первый ТБ-3 (он же – АНТ-6) – Туполевские машины (конечно, последующих поколений!) и сейчас составляют костяк нашей Дальней авиации… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 23 декабря 1947 года родился замечательный певец Грэм Боннэт – среди групп, в которых он отметился – Rainbow, Alcatrazz и Michael Schenker Group.
Journal information