Об уловках
Хотите – верьте, хотите – нет, но именно сегодня, в 1184 году до нашей эры, пала Троя. Во всяком случае, на этой дате настаивает Эратосфен – авторитетный директор Александрийской библиотеки, который жил какими-нибудь девятью столетиями позже. В общем, источник надёжный – одно имя чего стоит…
Само происшествие достаточно известно, а выражение «Троянский конь» успешно перекочевало в нашу реальность, включая виртуальную. Что поражает в этой истории? Разумеется, наивность обеих заинтересованных сторон! Вот, скажите – каким умником надо быть, чтобы спрятаться внутри странного деревянного коня, и тихо ждать, что тебя перенесут в нужное место? (Некоторые историки утверждают – греков в засаде сидело аж три тысячи!)
Впрочем, троянцы явили верх беспечности,
и уволокли к себе неизвестную штуковину, даже не удосужившись заглянуть внутрь. А ведь их предупреждали! И не кто-нибудь – а собственный верховный жрец: правда, бедолагу тут же сожрали неизвестно откуда взявшиеся змеи. Гигантские змеи!!! Воля Ваша – тут не захочешь, а заподозришь что-нибудь неладное...
Одним словом, если присмотреться, многие исторические персонажи выглядят сейчас как дети малые со своими «утончёнными хитростями». Значит ли это, что мы стали мудрей? Может, и нет. В конце концов, умничаем-то задним числом – и тут же попадаем в такие же примитивные – зато современные! – ловушки…
Продолжая размышлять об уловках, перенесёмся на три тысячелетия ближе – а именно в 24 апреля 1926 года, когда был заключён малоизвестный широкой публике советско-германский «Договор о дружбе и нейтралитете». По сути, то был пакт изгоев мирового сообщества: с одной стороны – новорождённое государство рабочих и крестьян; с другой – недавно побеждённая, разоружённая, униженная и ограбленная Германия.
Немцы изо всех сил стремились в Лигу Наций – а вот мы этого совсем не хотели, поскольку её буржуйский устав обязывал вставать единым фронтом против общего врага – а им, скорее всего, могло оказаться именно наше пролетарское Отечество!
Как всегда, самодовольные евробюрократы сами себе напортили: возник спор, брать Германию или нет. Под шумок, Советы уболтали разочарованных немцев, и появился этот самый Берлинский договор, по которому стороны обязались не только не нападать друг на друга, но и – что важнее – не примыкать к враждебным коалициям, и не пропускать чужие войска через свою территорию. Понятно, кто остался в выигрыше – нам-то пропускать к немцам было некого!
Договор впоследствии был продлён Гитлером, и, фактически, действовал до печально памятного нам 22.06.41.
Правда, была там важная оговорка: если одна из сторон начнёт войну самостоятельно, нейтралитет другой отменяется.
PS: Именно этот пункт впоследствии будет пересмотрен в гораздо более известном «Пакте Молотова – Риббентропа» – но это уже другая история…
Спортивные обозрения
Journal information