«…полудержавном властелине…» – умел А. С. наш Пушкин «сказать – как отрезать!» В этот день 1673 года родился Александр Данилович Меншиков – что, в сущности, совершенно не факт, поскольку происхождение будущего Светлейшего князя вполне неясно…. Впрочем – по порядку.
Уже упомянутый нами Александр Сергеевич писал: «…Меншиков происходил от дворян белорусских. Никогда не был он лакеем и не продавал подовых пирогов. Это шутка бояр, принятая историками за истину».
…В таком случае, шутка, прямо скажем, подзатянулась – и превратилась в общепризнанный исторический факт. С другой стороны – приходится признать: какого бы происхождения изначально Алексашка не был, к Петру он попал явно с улицы. Во всяком случае, архивисты не нашли ни единой написанной им собственноручно бумаги, а историографы в этой связи ставят под сомнение и способность генералиссимуса читать…
Тем не менее, повторимся: к Петру он как-то попал – причём в самое подходящее время: тот тренировал свои потешные полки в Преображенском, и вынашивал далеко идущие планы. Именно их претворением в жизнь и будет занят, бок о бок с царём, Александр Данилович в ближайшие четыре десятилетия.
Коротко говоря – он был везде. Сопровождал царя в Великом посольстве; рубил головы стрельцам (как говорят, похваляясь, что самолично снёс два десятка); командовал войсками на протяжении всей Северной войны (полководческий талант Меншикова, как будто, никто не оспаривает – при этом, в нужный момент он бесстрашно лез под пули и ядра). Та же история и на море – мы как-то уже вспоминали, что первая победа русского флота была одержана в абордажном бою, а первыми на шведский корабль ворвались неразлучная парочка – Пётр и Данилыч. Что ещё? …Меншиков строил: гавань в Ревеле, – а также Петербург, первым генерал-губернатором и которого стал.
Разумеется, все эти заслуги щедро вознаграждались: в разгар карьеры Александр Данилович был вторым после царя душевладельцем; имел огромное количество земель и поместий; мыслимые и немыслимые титулы (включая Князя Священной Римской империи и Герцога Ижорского, он – первый и последний отечественный герцог); получил все, какие возможно, награды (вновь учреждённый Орден Андрея Первозванного у Меншикова за номером 7; у Петра – 6); самые высшие звания (мы их постепенно перечисляем).
При этом первый член Верховного Совета безмерно воровал! (Тут мы вынужденно обобщаем – перечень его злоупотреблений просто не поместится!) Потому в последние десять петровских лет Меншиков то и дело попадал под следствие. Но царь ограничивался вразумлениями (часто с помощью дубины) и огромными штрафами. Пётр как-то сказал насчёт своего любимца фразу, которую следует высечь в граните на любом отечественном госучреждении: «…правосудие требует взвесить на весах беспристрастия как преступления, так и заслуги, оказанные отечеству».
Правда, некоторые считают, что, в конце концов, царские весы начали накреняться в опасную для Меншикова сторону – но тут у первого сенатора нашёлся сильный заступник в лице императрицы – как мы помним, именно он сосватал Петру Марту Скавронскую, предварительно распробовав её сам.
(Существует любопытная версия, что именно эта парочка отравила Пётра – к Екатерине тот охладел, а с Меншиковым надумал, в конце концов, разобраться всерьёз. Впрочем, эту гипотезу достаточно тяжело как подтвердить, так и опровергнуть).
Так или иначе, царь умер… Меншиков, в чисто бонапартовской манере, возвёл на престол Екатерину – но править стал сам. И даже надумал породниться с династией, плотно опекая малолетнего наследника – в конечном счёте, Александр Данилович обручит его со своей дочкой.
Пожалуй, это был не лучший план: Пётра II чересчур назойливый наставник со своей дщерью вместе начали сильно тяготить – и этим немедленно воспользовалась родовитая знать, точившая на ненавистного выскочку зубы десятилетиями. Тут, очень несвоевременно для себя, зарвавшийся Меншиков заболел – а выздоровел уже… никем.
В результате тихого заговора, его (без всякого суда, но, в сущности, справедливо) обвинили в казнокрадстве, лишили всего, перечисленного выше, – и, со всей семьёй, сослали в городок Берёзов Тобольской губернии. Менее чем через два года пятидесятишестилетний Меншиков умрёт во время эпидемии оспы…
PS: «Птенца гнезда Петрова» похоронят у алтаря им же собственноручно срубленной церкви, но со временем могилу бесследно смоет разлившаяся река…
PPS: Некоторые пытливые умы занимает действительно странный факт: ещё в 1714 году князя избрали членом Лондонского королевского общества; в его бумагах сохранилось собственноручное письмо Ньютона! При этом, Меншиков, при его непомерном (и всё возраставшем с годами) тщеславии, никогда словом не обмолвился о столь лестном факте! Некоторые считают, что кавалер орденов Чёрного и Белого орла сохранил кое-какой здравый смысл – ну, какой он, в конце концов, учёный?.. А вот другие исследователи склонны видеть в такой секретности наличие неких сомнительных связей с «вечно гадящей нам» Англией – а там уже прямая дорога к отравлению агрессивного и целеустремлённого русского царя… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 16 ноября 1985 года первое место британского чарта заняла неповторимая Шаде с пластинкой «Promise».
И ещё. В тот же день 1991 года, то же место, и в том же чарте заняла не менее неподражаемая Эния со своим «Shepherd Moons».
Journal information