shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 14 ноября – 2

О Роберте Фултоне – пароходе, человеке и неудачнике

14 ноября 1765 года родился Роберт Фултон – общеизвестный изобретатель первого в истории колёсного парохода. Казалось бы, достаточно и этого – но пароходом деятельность этого разностороннего человека отнюдь не исчерпывается; просто вышло так, что в других областях он не преуспел… по большому счёту, и с пароходом всё вышло непросто – да и закончилось довольно печально. Впрочем – по порядку.



Родители изобретателя иммигрировали из Ирландии – к сожалению, в Пенсильвании дела у них тоже не пошли: Роберту было шесть, когда его отец не смог выкупить заложенную ферму, и девять – когда тот умер. В промежутке между этими событиями семья переехала; и, после разных перипетий, паренёк оказался учеником в филадельфийской ювелирной лавке. Здесь Роберт открыл в себе способности миниатюриста: он расписывал слоновую кость – причём настолько преуспел, что нашлись желающие оплатить молодому человеку поездку в Европу. (По некоторым сведениям, это был сам Бенджамин Франклин). Так, в двадцать один год, Фултон оказывается в Англии.



(Источники расходятся насчёт его первых опытов с паровыми машинами, но факт остаётся фактом – как художник, Роберт потерпел полное фиаско –  однако домой не вернулся. Он занимается рисованием, архитектурой – и, в конце концов, предлагает правительству проекты системы каналов (их  отвергли) и мостов (некоторые построили).

Неясно, какая кошка пробежала между Фултоном и англичанами – но в 1797 году он перебирается на континент и презентует их извечным врагам идею подводной лодки! Поначалу французы отказались от «варварского оружия» – тогда упорный американец строит «Наутилус» сам, и спускает его в Сену (согласно некоторым источникам – чуть ли не в присутствии Наполеона).


Как мы помним, война с Англией была идефиксом Бонапарта – в 1800-м Фултон получает санкцию на боевое испытание, но оно проходит, мягко говоря, безуспешно. Практически одновременно изобретатель знакомится с американским посланником Ливингстоном, и очаровывает его замыслом надводного судна; тот немедленно получает монополию на навигацию по Гудзону; партнёры строят пароход – однако, при первом испытании паровая машина разносит корпус. Впрочем, компаньоны воодушевлены и решаются продолжать…

Тут нашего американца снова заносит на Альбион – теперь уже англичане захотели подлодку, но испытания вновь проходят неудачно! (Отметим, что информация об этих метаниях Фултона через Ла-Манш со своим  смертоносным проектом довольно противоречива, и, возможно, не вполне корректна).



Так или иначе, после Трафальгарского сражения обе стороны утратили к затее интерес – стало ясно, что англичане побеждают на море и без сомнительных новаций, а французам не помогут даже они. Фултон возвращается в Штаты – начинает, правда, с очередной неудачной демонстрации своей подлодки, но потом полностью переключается на строительство парохода.

В августе 1807-го «Северный Речной Пароход» пускается в первое плавание – он пройдёт 240 километров от Нью-Йорка до Олбани со скоростью около 7 км/ч. Сооружение имело 45 метров в длину, паровой котёл работал на дровах. (В историю оно вошло как «Клермонт», потому что на следующий год, после некоторых доработок, Фултон зарегистрирует его именно как «Северный Речной Пароход Клермонт» – по имени поместья своего компаньона, Ливингстона. Кстати, одновременно Роберт женится на его племяннице).



К 1810 году пароходов на Гудзоне станет уже три – казалось бы, обладателю патента, Фултону остаётся только считать поступления на банковском счёте… но и тут его подстерегло невезение!

Любая хорошая идея сразу же порождает последователей – а времена стояли не лучшие для авторского права… всё новые и новые подражатели выходили «на простор речной волны», ловко находя дыры в патентах и монополиях Фултона. Он постоянно тратится на суды – проигрывает, и несёт издержки. (Справедливости ради – как говорят, немало ушло и на благотворительность).

…Так или иначе, когда в 1815-м изобретатель простудится по пути с очередного судебного разбирательства и умрёт (в возрасте всего пятидесяти лет!), его семье придётся просить у правительства денег на похороны…



PS: Не повезло Фултону и с Россией. Во-первых, по его чертежам, опубликованным ещё в 1796 году, пиратски построят «Зелёный мост» через Мойку в Питере – по нему можно пройтись и сейчас.

Но самое главное: Александр I даст американцу 15-летнюю монополию на использование пароходов на наших реках; однако тот нарушит договор, не введя в строй ни одного судна в трёхлетний срок – и контракт перейдёт к шотландцу Чарльзу Бёрду, который вскоре переедет к нам, став Карлом Ивановичем и видным российским промышленником… Впрочем, это – совсем другая история.



Напоследок. 14 ноября 1960 года  великий Рэй Чарльз займёт первую позицию американского чарта с бессмертной «Georgia On My Mind».



И ещё. 14 ноября 1987 американский чарт возглавил саундтрек фильма «Грязные танцы».



Tags: 14 ноября, Александр I, Бёрд, Левингстон, Наполеон, Наутилус, Роберт Фултон, Северный Речной пароход Клермонт
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →