shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 30 октября – 1

Об инженерах-механиках – и основании Российского военно-морского флота

Сегодня в России отмечается День инженера-механика – не вдаваясь в рассказ об этой интереснейшей профессии (начинать, вероятно, придётся с Архимеда – хотя, прямо скажем, его хитроумные изобретения смогли не более чем отсрочить падение Сиракуз)… так вот – заметим, что официально дату праздника назначил Главком ВМФ в 1996-м; а корпус инженеров-механиков впервые был создан, опять же, при флоте – ровно сто шестьдесят лет назад, в 1854-м…





…Потому, от этой, изначально флотской, профессии плавно переходим к другой дате – 30 (или, если угодно, – 20 по ст. ст.) 1696 года Боярская Дума утвердила проект молодого Петра о создании флота, постановив: «Морским судам быть!» (На самом деле, постановление начиналось так: «Морским судам быть, а скольким, о том справитца о числе крестьянских дворов, что за …всяких чинов людьми, о том выписать и доложить не замолчав»...)

…поскольку мероприятие требовало серьёзных финансовых вложений! (Несколькими месяцами ранее царь, со второй попытки, взял-таки Азов – немалую роль в успехе сыграл свежепостроенный галерный флот под командой Лефорта; вывод Петра был предсказуем: «…воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот…»)



Сказано – сделано… организовали «кумпанства»: дворяне с боярами – по кораблю с десяти тысяч дворов; духовные лица – то же самое с восьми тысяч (Троице-Сергиев монастырь, таким образом, оказался ответственен аж за три!); купечество, навскидку, – двенадцать штук со всех… итого – пятьдесят два. (Не забыли и мелкопоместных: их обложили «полтинными деньгами» – то есть, по пятьдесят копеек со двора…)

…Как вскоре выяснилось, именно этот подход оказался наиболее успешным – имущие классы готовы были, скрепя сердце, раскошелиться – но строить сами не хотели, ничего не понимая в  этом непрофильном бизнесе! Возникли затяжки со сроками, проблемы с качеством… царь-рефоматор поначалу упорствовал – но через пару лет вынужден был признать идею «кумпанств» несостоятельной. «Строители поневоле» были избавлены от чуждых им хлопот (за взнос из расчёта: одно судно – десять тысяч рублей); и работы развернулись на казённых верфях (важнейшей из которых стал «Адмиралтейский двор» в Воронеже)…



…Таким образом, традиция указывает вести отсчёт истории нашего ВМФ с Петра – но, справедливости ради, уже в X веке Вещий Олег на чём-то прибыл в Константинополь – чтобы приколотить там свой щит! …Конечно, признать эти самые ладьи настоящим военным флотом не получается – потому вспомним, что ещё в 1570-м Иван Грозный нанял немецкого капитана по имени Карстен Роде… (Если быть точным, тот состоял на службе у Ливонского короля Магнуса – который, в силу обстоятельств, на момент приходился нашему царю вассалом…)

…Одним словом – шла Ливонская война, и шведы с поляками грабили наши торговые суда на Балтике. Грозный оплатил небольшой корабль – а Роде установил на него три пушки (и ещё какое-то вооружение, вроде пищалей); набрал три десятка человек команды – и рванул каперствовать



….Впрочем, зачислять Роде в наши первые военно-морские капитаны мы не будем – в основном, из-за его безобразного поведения. В кратчайшие сроки этот крайне удачливый (и, видимо, на редкость умелый) морской разбойник на русской службе наделал шороху по всей Балтике, захватив двадцать два разных корабля, включая военные – и доведя свою эскадру до шести единиц! Увы, капитана сгубила жадность – вместо того, чтобы тащить добро хозяину (а уговор был такой – Роде получал жалованье от казны!)… так вот – он норовил спихнуть награбленное где-нибудь в Копенгагене… и, в конце концов, попался…

Иван слал ноты протеста: «…а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И Фредерик-король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивилися…» – однако, всё впустую… следы Роде теряются где-то в датских застенках…



...Идём дальше. В 1634 году уже к первому Романову прибыло голштинское посольство – немцы просили разрешение ходить водным путём в Персию. Михаил Фёдорович охотно согласился! Но – так сказать, на условиях «долевого участия»: «…лес покупати им у наших людей вольною торговлею, а плотников к тому корабельному делу, к их корабельным мастерам в прибавку, наймовать наших подданных охочих людей, …а от тех плотников корабельного мастерства не скрывать и не таить». Непрост был царь!..

…Через два года совместное предприятие спустило на воду трёхмачтовый вооружённый корабль – и совместное же посольство двинуло на нём в Персию. (Справедливости ради – галера шла под шлезвиг-гольштейнским флагом, и  названа была в честь тамошнего герцога – «Фредерик»).



В проекте было ещё девять кораблей! Однако, всё пошло не так – на Каспии бедолага «Фредерик» попадёт в трёхдневный шторм, потеряет все мачты, будет выброшен на берег где-то возле Дербента – и впоследствии благополучно разграблен местными… (Эх, «Михаилом» надо было называть!..)

…Что дальше?.. Дальше была очередная война со шведами – и в 1656-м наш гребной флот вдребезги громит скандинавов у Котлина (остров в 30 км от Санкт-Петербурга) – а потом боярин Ордин-Нащокин закладывает верфь в только что захваченной крепости Кокенхаузен (её переименовали в Царевич-Дмитриев; сейчас это – латышский  Кокнесе). Планов было, что называется, громадьё – строить флот, ходить по Балтике, но… вскоре со шведами  пришлось мириться (собственно – чтобы без помех воевать с поляками). Мы в очередной раз отдали всё завоёванное непосильным трудом – и сожгли заложенные корабли!..



…Однако, мысль о флоте крепко запала в боярскую голову – и в 1667 году Ордин-Нащокин снова принимается за строительство – на этот раз, на Оке, в селе Дединово Коломенского уезда. (Работали датчане – но опять вместе с нашими). И вот в мае 1668 года на воду сошёл знаменитый фрегат «Орёл», с которого и принято начинать историю нашего военного флота!

PS: Увы, гордо походить по Каспию ему тоже не удалось – в 1670-м судно, прямо на причале, захватят разинцы… дать ладу трёхмачтовой махине повстанцы не смогли, и – то ли спалили фрегат, то ли просто разграбили и разгромили…



PPS: Существует версия, что именно на «Орле» был впервые поднят триколор – и уж точно под него был составлен наш первый корабельный устав… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 30 октября 1939 года родилась Грейс Слик, вокалистка культовой группы эпохи хиппи «Jefferson Airplane» и её реинкарнаций: «Jefferson Starship» и «Starship».  



Tags: 30 октября, «Орёл», «Фредерик», Вещий Олег, День инженера-механика, Иван Грозный, Карстен роде, Михаил Фёдорович, Ордин-Нащокин, Пётр Первый
Subscribe
Buy for 20 tokens
Совсем недавно Forbes опубликовал рейтинг самых богатых блогеров ТикТока и оказалось, что некоторые детишки зарабатывают вполне серьезные деньги. И вот их собрали в студии программы Док-Ток с Александром Гордоном, чтобы узнать, а что это за такая новая социальная зараза и есть ли от неё польза…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →