29 (или – 17 по ст. ст.) октября 1888 года под Харьковом потерпел крушение императорский поезд…(А ведь всего двумя годами раньше Александр III– первым в Европе! – учредил День Железнодорожника...)
Авария случилась на спуске вблизи станции Борки, ровно в 14.14 (словно по чьему-то нумерологическому расчёту): погода стояла ненастная; шёл дождь со снегом… (Очевидцы рассказывают о трёх толчках: первый сбросил пассажиров с мест; после второго, ещё более сильного, состав заскрежетал, рушась, – и затем, с третьим толчком, затормозил).
Собственно, «затормозил» звучит неоправданно нейтрально – десять из пятнадцати вагонов сошли с рельсов, некоторые из них превратились буквально в щепки; двадцать один человек погиб, не менее шестидесяти восьми пострадали…
Монаршая семья в этот момент завтракала в вагоне-ресторане – удар смял боковые стенки; пол обвалился; люди оказались на путях; сверху на них уже неумолимо падала крыша – но каким-то чудом застряла, воткнувшись углом в кухонные тележки. (Позже рассказывали, что её удерживал на плечах сам император… конечно, это кажется преувеличением. С другой стороны, Александр – здоровяк 193-сантиметрового роста, вскоре после этого события начнёт страдать болями в пояснице; а шестью годами позже – не дожив до пятидесяти! – скончается от нефрита почек…)
Итак, члены царской семьи (включая цесаревича и будущего императора Николая) выбрались из-под обломков – помятые, но более-менее целые. Отметим: окружённая перепуганными свитскими августейшая чета покинула место трагедии в числе последних – Александр руководил спасательными работами; Мария Фёдоровна оказывала помощь раненым. (У императрицы была повреждена рука, на её испачканное и разорванное платье накинули шинель). С наступлением ночи всё было кончено – и царская семья села в давно поданный запасной поезд.

Спасение императорской четы в этой ужасной аварии было воспринято как чудо (в соседнем вагоне раздавило тринадцать человек) – последовал торжественный молебен в Харькове – и, само собой, расследование…
Скажем сразу: версия теракта практически не рассматривалась (хотя впоследствии говорили о каком-то поварёнке, и заложенной им бомбе с часовым механизмом) – такое благодушие может показаться странным, учитывая настоящую охоту, которую вели «революционеры» за отцом императора – да и саму смерть Александра II…
…Тем не менее, причинами аварии были названы технические обстоятельства – и, если вдуматься, они покажутся преступней любой бомбы! Выяснилось, что царский поезд нарушал все существующие нормы безопасности: он вдвое превышал вес ходивших в то время пассажирских составов, практически соответствуя «товарняку». Но разрешённая скорость товарных поездов составляла двадцать вёрст в час – а у императорского состава, в соответствии с расписанием, должна была быть не менее тридцати семи. Более того – в тот день он выбивался из графика – и гнал под семьдесят!
Дальше – больше. Оказалось, что из двух паровозов (по-другому с трёхсотметровой и почти пятисоттонной махиной не получалось!) один был грузовым, а другой – пассажирским; что создавало опасную боковую качку… и так этот состав ездил десяток лет!
Но и это ещё не всё… В процессе расследования выяснилось, что участок, на котором произошло крушение, признали аварийным ещё летом того же года; всплыли хищения при строительстве самой дороги… одним словом – несколько чиновников были отправлены в отставку, и Александр распорядился прекратить следствие…
PS: Неизвестно, что сыграло решающую роль в этом высочайшем решении: возможно, личность возглавившего расследование Анатолия Кони: этот рьяный юрист, десятилетием назад добившийся оправдательного приговора для стрелявшей в питерского губернатора Веры Засулич, уж очень усердствовал, стремясь добраться до «самого высшего эшелона»…
PPS: В отечественной историографии Александр III довольно непопулярен. Раньше это объяснялось просто: именно за попытку покушения на этого царя повесили старшего брата будущего Ленина… Но и в наши дни государь, до скупости экономивший на собственных расходах, и прозванный «Миротворцем», поскольку, не воюя, сумел увеличить территорию империи на 430 тысяч кв. км, не обрёл признания… правда, его всегда истово ненавидели доморощенные либералы. Впрочем, это – совсем другая история…
Напоследок. 29 октября 1988 года ирландская певица Эния оккупирует верхушку британского чарта; как выяснится позже – на три недели. Хит «Orinoco Flow» публика практически сразу переименовала в «Sail Away».
Journal information