28 октября 1940 года Греция вступила во Вторую мировую войну – и эта дата отмечается как «День О́хи». «'Οχι» по-гречески означает «нет» – таков был ответ премьера Метаксоса на ультиматум итальянцев, требовавших права «войти» на территорию Греции.
(Вообще-то, Метаксос был фактическим диктатором – причём, государственное устройство он выстроил по итало-германскому типу; но в начавшейся войне склонялся на сторону Великобритании. В январе следующего года Метаксос умрёт при подозрительных обстоятельствах, а его преемник, Коризис успеет ответить «нет» уже немцам, и застрелится в апреле…) Впрочем – по порядку.
К этому моменту Страны Оси контролировали бо́льшую часть Европы – недавно пала Франция; никакой антигитлеровской коалиции ещё толком не существовало – потому у Муссолини и в мыслях не было, что Греция посмеет сопротивляться, «'Οχι» прозвучало под утро – а с рассветом итальянцы начали наступление. Дуче был настроен решительно: «Гитлер всегда ставит меня перед свершившимся фактом. Но на этот раз я ему отплачу той же монетой: он узнает из газет, что я оккупировал Грецию»! Однако, маршала ждал неприятный сюрприз!
В осенне-зимней кампании греки не только вдребезги разбили римлян, но и сами, преследуя их, вторглись в Албанию. Весной собравшиеся с силами итальянцы предприняли новый натиск – и опять были биты! (Заметим – с силами Оси такое происходило впервые – мир удивлённо рукоплескал доблестным эллинам!)
Союзники греков, англичане, пришли было на подмогу – но предусмотрительно заняли позиции во втором эшелоне. Это было спасительным решением, поскольку в апреле, видя такое фиаско, вынуждены были вмешаться немцы – германские войска одновременно вторглись в Грецию и Югославию.
Греки не смогли противостоять вермахту – их армии оказались отрезаны друг от друга; генералитет запаниковал (именно тогда покончит с собой мужественный премьер Коризис); войска капитулируют, а король Георг II покинет страну…
…Любопытно, что покинет её и британский экспедиционный корпус – а ещё любопытней, что немцы дадут ему уйти точно так же, как они сделали полугодом назад в Дюнкерке, после разгрома Франции… Впрочем, англичане вернутся – осенью сорок четвёртого, когда немцы, в свою очередь, сбегут из Греции, опасаясь быть отрезанными вступившей на Балканы победоносной Красной Армией…
Теперь скажем несколько слов о войне, которой не случилось – 28 октября 1962-го фактически завершился пресловутый «Карибский кризис».
История о том, как на Кубе оказались советские ракеты с ядерными боеголовками достаточно хорошо известна: с одной стороны, американцы установили свои «Юпитеры» в Турции (и они накрывали европейскую часть СССР вплоть до Москвы), с другой – наши были уверены, что США вот-вот нападут на Кубу (скорее всего, необоснованно). В этой ситуации вполне логичным выглядело размещение ракет на Острове Свободы – прямо в американском подбрюшье (по дальним средствам доставки СССР тогда уступал в разы)…
…что и было проделано – причём нашим удалось развести ЦРУ и другие авторитетные организации, так что они упорно рапортовали: никаких советских ракет на Кубе нет! (А они уже были. Более того, по сведениям американской разведки, наших войск там было не больше десяти тысяч – в то время как на самом деле, группировка насчитывала не менее сорока).
Однако, в конце концов, ракетные площадки были обнаружены с воздуха – американцы спохватились, и объявили морскую блокаду Кубы. Наши ответили, что им на это наплевать – и в разгар событий целый конвой (с ядерными боеголовками на борту!) хладнокровно проследовал к Острову свободы, пересекая все «карантинные линии» – флот США наблюдал, но вмешаться не решился.
Ситуация стала патовой... Продолжая на виду у остального мира играть в гляделки, стороны начали неафишируемые переговоры, и, в конечном счёте, Кеннеди предложил гарантии ненападения на Кубу в обмен на вывод советских ракет. 28-го Хрущёв (как принято считать – с облегчением) согласился, и приказал демонтировать пусковые площадки.

Надо отметить, мы – как и спустя десятилетия – начали разоружаться первыми; но времена были другие… соглашения соблюдались! Убедившись, что угроза миновала, американцы снимут блокаду – а спустя пару месяцев уберут ракеты из Турции (с застенчивой формулировкой: «они устарели»). Что касается попыток атаковать Кубу, то ничего подобного, действительно, не предпринималось доныне…
PS: Удивительно, но мирное разрешение конфликта приветствовалось всеми, кроме элит заинтересованных сторон: американские и советские генералы сочли произошедшее унизительным поражением; Кастро стался недоволен тем, что переговоры Кеннеди и Хрущёва прошли за его спиной. Вообще-то, Фиделя можно понять: привозят ракеты, увозят ракеты – а я команданте, или?..
PPS: Через год Кеннеди застрелят, ещё через год Хрущёва снимут… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 28 октября 2001 года сингл Мэри Джей Блайдж «Family Affair» прорвался на верхушку американского чарта; как выяснится – на 6 недель.
Journal information