В 1307 году 13 октября выпало на пятницу – и рано утром по всей Франции начали хватать тамплиеров… принято считать, что именно с тех пор пошло пресловутое суеверие – хотя, если вдуматься: с чего бы ему стать таким всеобщим? В конце концов, численность храмовников по всей Европе на тот момент оценивают тысяч в пятнадцать (следовательно, собственно рыцарей – в десять раз меньше) – а есть мнение, что и эта цифра сильно завышена.
Можно, конечно, говорить о масштабе репрессий – но сухие протоколы свидетельствуют: во Франции (на которую эти самые репрессии, в основном, и пришлись) рыцарей было арестовано пятьсот тридцать восемь, а сожжён семьдесят один (считая Великого магистра) – причём дело растянулось больше чем на пятилетие. Что касается других государств, то здесь и арестов и казней было на порядок меньше – причём храмовников часто не пытали (а то и вообще не арестовывали, ограничиваясь вызовом в суд) – и во многих случаях, в конечном случае, оправдывали.
Таким образом, разгром ордена коснулся не такого уж большого количества народа – но резонанс вызвал существенный. И в значительной степени это связано с могуществом, которое к тому моменту приобрела эта кучка людей. Как это произошло – неисчерпаемая тема для интерпретаторов (кажется, они уже стали на ней богаче, чем, в своё время, были сами тамплиеры). Например, есть мнение, что девять нищих рыцарей, с которых всё начиналось, не столько охраняли иерусалимских паломников, сколько искали под Храмом Соломона какие-то сокровища – и, вроде бы, нашли. Чуть ли не Грааль…
Впрочем, происхождение «первого миллиона» всегда загадочно… (Кстати, по одной их гипотез, храмовники банально брали на хранение имущество отбывающих в крестовые походы – шансов вернуться за ним у рыцарей было немного. Складно… наверняка, такое и было – но потом!)
Так или иначе, постепенно тамплиеры стали кредиторами всей европейской знати – да и не только. (Дошло до того, что какое-то время они управляли французской королевской казной). И ссужали они отнюдь не завоёванное в боях (хотя, и не совсем без того) – а честно заработанное на операциях, которые можно назвать банковскими.
Финансовая система средневековья была абсолютно неразвита: кредитовали ломбардцы, евреи, и – как ни странно – церковь. (Причём первые и вторые – что называется, «на птичьих правах»). Каким-то удивительным образом, тамплиерам удалось втиснуться в эту систему – причём, получив официальное папское разрешение. (Хотя, чего тут удивительного – откаты изобрели отнюдь не в Новой России).
Очень быстро храмовники заняли доминирующее положение на рынке. Во-первых, за счёт демпинга: все давали под сорок процентов – они просили десять. В конце концов, организация была военной и официальной – риск существенно снижался! Во-вторых, братья-рыцари изобрели «дорожные чеки» – их клиенты путешествовали не с мешками денег, а с распиской; грабить их не имело смысла.
Так или иначе, богатство ордена неуклонно росло (и ещё преувеличивалось завистливыми слухами!) – именно оно и привело их к краху. Самым крупным должником оказался французский король Филипп IV Красивый, казна которого была хронически пуста. Говорят, однажды Филиппу «настучали», что тамплиеры намерены ссадить его с трона (по сути, «закулисой» того времени были именно они!); заодно явился донос о «надругательствах над верой». Всё связалось!
Король тут же завёл переговоры с папой (тот был патроном ордена) – и обязанный ему тиарой Климент V с большой неохотой согласился начать расследование. (Причина «неохоты», вроде бы, понятна – с одной стороны, отказать Филиппу папа не мог, с другой – явно имел какие-то бонусы от братьев-рыцарей. Видимо, перевесило желание поучаствовать в разделе орденского имущества. В дальнейшем оба заговорщика прилюдно будут выставлять зачинщиками один другого, а в кулуарах – препираться из-за размеров доли).
Сначала началось официальное расследование – а потом настало зловещее тринадцатое. Многих удивляет – как могло случиться, что столь могущественное общество позволило свинтить всю свою верхушку в течение нескольких часов? Конечно, организован налёт был блестяще – королевские войска тайно пришли в готовность, упоминаются даже секретные пакеты, которые надлежало вскрыть в определённый час… Но дело, наверно, всё-таки, в другом: храмовники просто не могли поверить в возможность такого чудовищного наезда! В конце концов, с обеими сторонами их связывали обязательства… вероятно – очень серьёзные!
Итак, орден пал – и, после пяти лет процессов, был упразднён. Его богатства достались рейдерам… хотя некоторые считают, что бо́льшую часть тамплиерам удалось припрятать и увезти – не то в Британию, не то – чуть ли не в неоткрытую ещё Америку.
PS: История извергнутого из пламени костра проклятия Великого магистра Жака де Моле широко известна – справедливость требует признать: в течение года Климент помрёт от кровавого поноса; а Филипп, якобы, от инсульта. За королём, один за другим, последуют три его сына – и династия прервётся. У преемников будет тоже немало проблем – взять хоть Столетнюю войну. Папство сотрясут многолетние раздоры – а там явятся и Лютер с Кальвином… Наконец, во время Великой Французской революции Людовик XVI будет дожидаться казни в бывшей башне тамплиеров – и, как говорят, когда его голову покажут толпе, кто-то крикнет: «Жак де Моле! Ты отомщён!» Впрочем, это – совсем другая история…
Напоследок. 13 октября 1947 года родился Сэмми Хагар, бывший вокалист группы Van Halen.
И ещё. 13 октября 1948 родился Питер Дэвид Спенсер – барабанщик «Smokie» на протяжении первого, и наиболее успешного, десятилетия их карьеры.
Journal information