29 сентября в России отмечается День отоларинголога (этого врача чаще называют ЛОР – или, попросту «ухо – горло – нос»; что, в сущности, является прямым переводом древнегреческого названия). Профессия уважаемая и весьма древняя – в то же время, от хирургии она отделилась буквально в конце позапрошлого века. Согласно источникам, в Российской империи специализированных клиник было, от силы, пять – и только с 1922 года в медицинских вузах появился специализированный курс. До всего-то большевикам было дело…
…Впрочем, переносимся в прошлое. Принято считать, что 29 сентября 1547 года родился Мигель де Сервантес Сааведра… («Принято» – потому что это – день архангела Михаила; точная дата неизвестна – но 9 октября будущего автора «Дон Кихота» крестили).
…также известно, что отец его был лекарем (по мнению некоторых источников – хирургом, но наверно, это слишком громко сказано). В те времена специалисты такого рода промышляли разъездной практикой – потому юный Мигель (четвёртый из семи детей) кочевал вслед за папашей – и достоверных сведений об этих годах нет. (Как говорят, он учился у иезуитов – или даже в университете Саламанки – но, сдаётся, скорее всего, молодой человек ассистировал своему отцу, Родриго… Кстати, тот был просто Сервантес – происхождение второй фамилии у Мигеля тоже неясно).
…Так или иначе – двадцати с небольшим лет от роду он оказывается в Риме (вроде бы, спасаясь от ареста после дуэли, в которой молодой Сервантес ранил не того человека) – что не мешает ему вскоре завербоваться в испанскую армию. (Между прочим – в морскую пехоту; старейшую в мире и организованную буквально четвертью века раньше!) В 1571-м Мигель отбывает на войну – и отважно сражается с турками в морском сражении при Лепанто. (Отвага заключалась, преимущественно, в том, что, будучи больным лихорадкой, наш герой потащится в бой – и получит две пули в грудь и одну – в левую руку. Впрочем, невзирая на это, испанцы победят).

Рука у Мигеля после этого отсохла. (Версию о том, что ни в каком бою он ни участвовал – а конечности лишился попросту в наказание за воровство, мы с негодованием отвергаем… В конце концов, сам Сервантес много позже, снискав литературный успех, утверждал, что «…потерял дееспособность левой руки ради славы правой»).
Более того – он продолжит службу, и только спустя четыре года отправится на родину, имея при себе рекомендательное письмо к самому королю!.. Лучше бы его (то есть письма) не было… путники уже завидели каталонский берег, когда на галеру напали алжирские пираты! К несчастью, морские разбойники оказались грамотными – сочли Мигеля важной птицей и назначили за него немереный выкуп…
...Плывшего вместе с ним брата оценили гораздо дешевле – и он сравнительно быстро окажется на свободе. А вот на сбор средств для будущего классика уйдёт пять лет – за это время он четырежды (и одинаково безуспешно) попытается сбежать… докучливого узника уже собрались прирезать – но тут прибыло спасение в виде двух тысяч дукатов! (Которые, вопреки распространённому мнении, заплатила матушка Сервантеса – а вовсе не добрые миссионеры. Впрочем, они присутствовали при передаче пленника).
Дальнейшая жизнь «Калеки из Леванта» проходила на госслужбе… известно об этих двух десятилетиях немного – в частности, Сервантес занимался закупками для Великой Армады (которая вскоре благополучно пойдёт ко дну); служил по фискальной части – и даже просился в Америку. Как говорят, за это время он, минимум, трижды угодил в тюрьму – по-видимому, в связи с финансовыми… не то проблемами, не то злоупотреблениями. Согласно устоявшейся версии, именно в застенках и была написана первая часть «Дон Кихота». (До этого Мигель сотворил несколько пьес – но большого признания они не получили).
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» вышел в 1604 году – и мгновенно стал бестселлером (тут же вышли четыре переиздания – плюс переводы)! К сожалению, особого дохода автору этот ажиотаж не принёс – когда европейские издатели проявили к нему интерес, испанский цензор отделается коротким пресс-релизом: «…старик, солдат, идальго, бедняк…» Сервантес напишет второй том «Дон Кихота», ещё несколько менее успешных произведений – и умрёт в 1616-м, шестидесяти восьми лет от роду (как говорят – приняв монашеский сан; и, скорее всего, – в нищете). По-видимому, это событие прошло для современников незамеченным – даже могила затерялась (на ней не было надписи!) Потому памятника автор «Дон Кихота» удостоился только в 1835 году – кстати, в 1981-м его копию испанцы подарят Москве, в обмен на памятник Пушкину… Надпись на монументе гласит: «Мигелю де Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов»… Сейчас-то улица Сервантеса имеется чуть ли не в каждом городе Испании…
PS: Достоевский сказал: «Если человечество позовут на Страшный суд, то ему в своё оправдание достаточно будет представить только одну единственную книгу – «Дон Кихот» Сервантеса, чтобы все человеческие грехи были отпущены». Сильно, да?.. А вот современник писателя, король Филипп III, заметив безудержно хохочущего человека с книгой в руках, послал узнать: тот спятил – или читает «Дон Кихота»?.. Оказалось – последнее… И чего было монарху тут же не послать Сервантесу тугой кошелёк каких-нибудь дукатов? …Кстати, рассказывают, что этот самый Филипп был настолько помешан на этикете, что умер, угорев возле камина – поблизости не оказалось дона, облечённого полномочиями передвигать королевское кресло! Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 29 сентября 1948года родился Марк Фарнер – основатель, вокалист и гитарист «Grand Funk Railroad» – вероятно, самой громкой и популярной американской группы начала 70-х.
Journal information