Сегодня в России отмечается День рекрутера – но мы совсем недавно говорили о кадровиках (или, если угодно – HR-менеджерах и соответствующих агентствах) – так что добавить, вроде бы и нечего… Кроме одного – как выяснилось, эта уважаемая профессия до сих пор отсутствует в реестре Минтруда! Вопиющий недосмотр… видимо, сотрудников само министерство набирает, так сказать, по старинке… Ну ладно…
Идём дальше. 20 (или, если угодно, 9 – по ст. ст.) 1778 года родился Фаддей Беллинсгаузен… вообще-то, звался он тогда Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен – а произошло это на балтийском острове Эзель (ныне – эстонский Сааремаа). Невзирая на столь звучное имя, Фаддей с десяти лет тянул лямку в Морском кадетском корпусе (тот пока ещё располагался в Кронштадте). Первое офицерское звание он получил в девятнадцать – и начал ходить мичманом на судах Ревельской флотилии. (Забегая вперёд, сообщим – в шестьдесят пять Беллинсгаузен станет адмиралом).
Его послужной список (в котором имеются такие значительный эпизоды, как командование Гвардейским экипажем, отрядом в Средиземном море, Кронштадтским портом, Балтийским флотом; участие в очередной русско-турецкой войне – и многое другое)… так вот – эта история весьма интересна сама по себе – но для нас её важнейший отрезок – Первая антарктическая экспедиция 1819 – 1821 г.г. (Заметим: в 1803 – 1806 г.г. Беллинсгаузен ходил под командованием Крузенштерна (кстати, как и он – остзейского немца) в первую Российскую кругосветку – и по итогам получил капитан-лейтенанта; звание предшествующее капитану III ранга)…
…А вот в Антарктику он мог и не попасть! Впрочем – по порядку…
…Первым в этих водах ещё в 1770-х годах побывал пока не съеденный Кук – и безапелляционно заявил: «Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах, недоступных для плавания». Одним словом, британец испугался льдов – и на сорок лет убил своим авторитетом всякие попытки соваться в Южное море…
…Но русских льдом не запугать! …И всё тот же Крузенштерн начинает хлопотать насчёт похода: «Сия экспедиция, кроме главной её цели – изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить все неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оной недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море». (Как видим – всё довольно обтекаемо, и о поисках «Terra Australis» речь впрямую не идёт – тем не менее, подготовка началась.

В то время на Олонецкой верфи строился ледоход «Ладога» – для скорости его передали военному флоту. (Причём, переименовали, при этом, в «Мирный»). Корабль принял лейтенант Михаил Лазарев – и занялся переоборудованием (в частности, борта нарастили, а подводную часть покрыли медью). Почти одновременно со стапеля Охтенской судоверфи сошёл «Восток» – этот шлюп был несколько больше своего будущего товарища по плаванию.
(Некоторые источники утверждают, что к «Востоку» имели какое-то отношение британские инженеры – и потому он существенно уступал отечественному кораблю по прочности… Документального подтверждения «английскому следу» найти не удалось – но «Восток» действительно оказался, что называется, послабее – из-за этого экспедицию даже пришлось свернуть досрочно… так или иначе – построены оба были по соседству, под Питером! Кстати, – это были военные шлюпы; на «Востоке» – двадцать восемь пушек и сто семнадцать человек команды; на «Мирном», соответственно – двадцать и семьдесят два.
…Оставался вопрос о командире экспедиции – и поначалу Крузенштерн предложил капитана II ранга Головина – но тот оказался в плавании. Следующей кандидатурой Крузенштерна и стал Беллинсгаузен (который в тот момент находился на Чёрном море). Однако, министерство успело утвердить командиром экспедиции капитана-командора Ратманова! И всё же судьба берегла Антарктиду для Беллинсгаузена… Ратманов попадает в кораблекрушение – и, соответственно, на больничную койку…
PS: В июне «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта – в январе следующего года открыли Антарктиду – а в июле 1821-го их снова встречали в Кронштадте, причём прибыл сам император Александр I! Перипетии этой миссии чрезвычайно интересны, но у нас просто нет на них места – потому ограничимся статистикой: экспедиция длилась 751 сутки; моряки прошли почти пятьдесят тысяч миль (то есть – больше девяноста двух тысяч километров) – причём, по пути открыли ещё и двадцать девять островов!
PPS: Беллинсгаузен и Лазарев доказали существование шестого материка – но не высадились на него. Это сделают американцы с опозданием меньше чем на год… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 20 сентября 1997-го Элтон Джон в пятый раз возглавил британский хит-парад со старой песней «Candle in the Wind», которую, на сей раз, он посвятил памяти погибшей принцессы Дианы.
Journal information