10 сентября (или – 30 августа по ст. ст.) 1721 года был подписан Ништадтский мир, завершивший более чем двадцатилетнюю Северную войну. (Бывший Ништадт – основанный шведами примерно столетием раньше – теперь Уусикаупунки, один из старейших городов Финляндии). Финляндию, кстати, на сей раз Петру пришлось вернуть хозяевам… её у шведов отнимет Александр I в 1809-м… Впрочем – по порядку.

…Как мы помним, Полтавской победой 1709 года дело далеко не было окончено – Швеция оставалась достаточно сильна, даже без сбежавшего к туркам в Бендеры Карла XII. Более того – наши (достаточно формальные) союзники, в лице Голландии, Дании, и вездесущей Англии – были совсем не против потрепать с помощью русских заносчивого шведского короля – но совершенно не собирались поддерживать балтийских амбиций царя Петра!
В итоге, к 1717-му коалиция распалась – а через два года была возрождена в ином составе – но уже против России! Британцы обещают шведам полную поддержку – тут, очень удачно (и при крайне неясных обстоятельствах) в Норвегии погибает вернувшийся, было, Карл – и королевой становится его сестра Ульрика Элеонора. Понадеясь на англичан (о, наивность!) шведы прерывают начавшиеся, было, переговоры с русскими…
_-_Drottning_Ulrika_Eleonora_dy.jpg/382px-David_von_Krafft_(atelj%C3%A9)_-_Drottning_Ulrika_Eleonora_dy.jpg)
…В этой ситуации Петру оставалось только продолжать войну – после морской победы при Гренгаме в 1720-м, наши начинают разорять шведской побережье – и явно нацеливаются на Стокгольм… (Есть разные мнения насчёт эффективности этих вылазок – но факт остаётся фактом: английский флот предпочёл убраться из Балтики; разочарованные шведы уговорят свою агрессивную королеву отречься – переговоры продолжатся… и завершатся в упомянутом Ништадте).
Результаты оказались сравнительно скромными – как мы уже упоминали, Финляндию Россия вернула – однако, забрала Карелию к северу от Ладожского озера, и значительную часть Прибалтики (включая Ригу, Ревель и некоторые острова… причём не просто так – а за выкуп в полтора миллиона тогдашних рублей!)

В любом случае – «окно в Европу» было прорублено; через пару месяцев Сенат попросит царя принять титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого – и тот смиренно согласится…
…Идём дальше – в этот день 1784 года родился Александр Кутайсов (насчёт даты есть расхождения… но совершенно точно известно – граф погиб 7 сентября 1812 года на Бородинском поле. Впрочем, обстоятельства его смерти тоже не вполне ясны…) Но – начнём с начала.
Начало было положено его отцом – Иваном Кутайсовым… этот десятилетний турецкий мальчуган был взят в плен при взятии Бендер в 1770-м году – и подарен Екатерине. Императрица определила его в камердинеры и брадобреи к наследнику; неожиданно, те сошлись… потому отчество основателя графского рода – Павлович, а фамилия образована не то от турецкого города Кютахья – не то, даже, от Кутаиси.

Известный публицист того времени, Греч писал о Кутайсове-старшем так: «Пленный турчонок мало-помалу сделался обер-шталмейстером, графом, андреевским кавалером и не переставал брить государя. Наскучив однажды этим ремеслом, он стал утверждать, что у него дрожит рука, и рекомендовал, вместо себя, одного гвардейского фельдшера. Но таков был взгляд Павла, что у бедного унтер-офицера, со страху, бритва вывалилась из руки, и он не мог приступить к делу. «Иван! – закричал император, – брей ты!» Иван, сняв Андреевскую ленту, засучил рукава и, вздохнув, принялся за прежнее ремесло»…
…так или иначе – Александр Иванович Кутайсов уже был стопроцентным русским дворянином: в пятнадцать лет он (в звании полковника) заступил на службу в Лейб-гвардии Артиллерийский батальон. (Отец после смерти покровителя утратил положение – но не имущество; в дальнейшем он весьма преуспеет в сельском хозяйстве).
Общеизвестно, что Бонапарт начинал (и получил первое признание) как артиллерийский офицер – но для нищего корсиканца это был единственный шанс! Что заставило молодого (и небедного) графа Кутайсова изучать это искусство – неясно... во всяком случае, он быстро прогрессирует – не успевает принять участие в злополучной битве при Аустерлице, но успешно командует конной артиллерией в других сражениях кампании; получает генерал-майора; а в 1810-11 годах берёт отпуск и едет сначала в Вену, а затем – в Париж… Граф изучает баллистику и фортификацию у профессоров «потенциального противника»!
…Незадолго перед началом войны Кутайсов составит «Общие правила для артиллерии в полевом сражении». С её началом – будет командовать всей артиллерией 1-й армии Барклая – но при этом несколько раз возглавит арьергард… как говорят, именно подчинённые графа спасут из огня и вывезут образ Смоленской Божией Матери Одигитрии.
Перед Бородино 28-летний генерала назначат командующим всей русской артиллерией. Вот отрывок из его приказа перед битвой: «Подтвердить от меня во всех ротах, чтобы они с позиций не снимались, пока неприятель не сядет верхом на пушки. Сказать командирам и всем офицерам, что отважно держась на самом близком картечном выстреле, можно только достигнуть того, что неприятелю не уступить ни шагу нашей позиции. Артиллерия должна жертвовать собою; пусть возьмут вас с орудиями, но последний картечный выстрел выпустите в упор, и батарея, которая таким образом будет взята, нанесет неприятелю вред, вполне искупающий потерю орудий». Сильно, что тут скажешь…
Во время сражения Кутайсов находился среди своих орудий – как говорят, когда солдаты при обстреле присели, граф заметил: «Стыдно, ребята, кланяться!» Однако тут же сам был вынужден уклониться от летящего ядра. «Это – из вежливости! – воскликнул Кутайсов. – Оно – моё знакомое! Его при мне отливали!» (Ну, мы помним, где он недавно учился…)
…После того как французы займут знаменитую батарею Раевского, Кутайсов и Ермолов поведут войска в контратаку… Здесь-то и оборвётся жизнь графа и вполне реального «сына турецкоподданного» – причём, достоверно неизвестно каким образом… Генерал был не то убит ядром, не то зарублен вражескими кавалеристами…
PS: Мы уже упоминали, что почти половина русской артиллерии при Бородине не была развёрнута к бою из-за неразберихи – есть мнение, что одной из причин стала гибель её командующего, генерал-майора Александра Кутайсова… Впрочем, это – совсем другая история…
Напоследок. 10 сентября 1945 года родился Хосе Фелисиано, слепой от рождения пуэрториканский певец и гитарист. Он – лауреат нескольких премий «Грэмми», а также исполнитель известной песни в фильме «Золото Маккенны». Правда, в советском кинопрокате песню переозвучили, и записал её Валерий Ободзинский.
Journal information