В первое воскресенье августа отмечается День железнодорожника… традиция эта идёт с советских времён – но сам праздник существовал и до 1917-го года, причём отмечался в день рождения императора Николая I. Причина очевидна: первая русская железная дорога была построена именно при нём – от Питера до Царского села. Обкатку Царскосельская дорога пройдёт в 1836-м (для начала – на лошадках) – а годом спустя состоится торжественное открытие с настоящим стефенсоновским паровозом. (Заметим, что упомянутый Джордж Стефенсон соорудил первую в истории железную дорогу всего лишь в 1825-м – так что наша станет шестой в мире).
…Надо признать, что этому «месту в первой десятке» мы в значительной степени обязаны венскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру – он прибыл по другим делам, но, имея опыт железнодорожного строительства на родине, тут же вдохновился нашими просторами! Мысль, высказанная австрийцем в письме русскому императору актуальна поныне: «…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путём увеличения скорости передвижения».
…Николай отреагировал мгновенно – а ведь в те времена железные дороги считались опасным баловством! Правда, идею строить сразу из Петербурга в Москву пока отложили – так что Царскосельскую дорогу можно назвать экспериментальной… Николаевская откроется в 1851-м – именно там и появится загадочная русская колея шириной 1524 мм. (У Царскосельской она, по воле фон Герстнера, была и вовсе шестифутовая – 1829 мм!)

…Общеизвестен неприличный анекдот на эту тему – но, на самом деле, британский стандарт в 1435 мм датируется только 1846 годом – причём, приживался в Европе он долго (отклонения есть и сейчас!) – так что Россия могла выбирать по своему усмотрению. Распространено мнение, что решающую роль сыграли военные резоны («…чтобы враг не въехал к нам на паровозе!») – ну, может быть… (Кстати, СССР с 70-годов и до конца своего существования успел урезать колею на 4 мм – до 1520 … причины тоже неясны – но именно по ней катаются сегодня составы РЖД!)
…Идём дальше – раз уж речь зашла о Николае I, вспомним его родственника, Фридриха Вильгельма III, который родился как раз 3 августа 1770 года – не то чтобы этот прусский король был такой выдающейся личностью – но на слишком уж интересные времена пришлось его сорокатрёхлетнее правление! (О родстве – нашему императору Фридрих Вильгельм приходился тестем; его дочь Шарлотта вышла за Николая Павловича ещё в бытность его великим князем – и стала Александрой Фёдоровной. Таким образом, наш Александр II – его родной внук… тесен монархический мир!)

...Сам же король приходился внучатым племянником самому Фридриху Великому – но не унаследовал от предка ни военных, ни административных талантов. Между тем, его, рождённого в Потсдаме, воспитывали, что называется, «под бой барабанов» – а двадцати с небольшим лет принц уже едет на войну с французами! (У тех, как мы помним, как раз случилась революция… об успехах Фридриха Вильгельма история умалчивает – не считая знакомства с Луизой Мекленбург-Стрелицкой, которая станет его первой женой).
Вскоре он унаследует престол – а на континенте начнутся Наполеоновские войны. Есть свидетельства, что прусский король на словах обещал нашему Александру присоединиться к Третьей коалиции (причём у могилы Фридриха Великого!) – но одновременно вёл переговоры с Францией. (На самом деле, на протяжении всего правления Фридрих Вильгельм практически не принимал самостоятельных решений – но мы уж не будем перечислять всех, кто на него влиял).

Между тем дела Коалиции закончились полной катастрофой – Наполеон занимает Вену и громит русско-австрийскую армию при Аустерлице. Священная римская империя перестаёт существовать… Наполеон сколачивает из множества германских герцогств Рейнский союз – и нейтральный Фридрих соглашается отдать ему несколько своих территорий в обмен на Ганновер…
…Это мероприятие вызвало такую бурю возмущения в Пруссии, что королю приходится не только взять свои слова обратно – но и дерзко предъявить Наполеону ультиматум! (Разумеется, Фридрих Вильгельм заручился поддержкой Александра – однако, русские банально не успеют!) Разгневанный Бонапарт стремительно нападает, громит пруссаков в трёх сражения (причём два из них – в один день) – и входит в Берлин. Как говорят, король геройствовал на поле битвы – под ним убили двух лошадей! – но в итоге ему приходится бежать в Кенигсберг, и уж оттуда униженно просить победителя о пощаде…
(Наши в Пруссию войдут – и, в конечном счёте, тоже потерпят поражение. Ввиду начавшейся войны с Турцией, Александр предпочтёт заключить Тильзитский мир – а заодно выторгует для Фридриха его королевство… правда, Наполеон его существенно урежет. На этих осколках в следующие пять лет Фридрих Вильгельм и будет хозяйничать – именно к этим временам относится отмена в Пруссии крепостного права и основание Берлинского университета).
Пришёл 1812 год – и французский император шлёт своим вассалам разнарядку на воинские контингенты для похода на Россию… (Как мы знаем, не менее половины Великой армии были нефранцузы; сам Бонапарт даже говорил, что собственно французские солдаты не составляли из этих шестисот тысяч и четверти… во всяком случае, известно, что завоёвывать нас, не счита\я других, шли тридцать тысяч австрийцев, и шестьдесят – поляков).
Но Фридрих Вильгельм попытался перещеголять всех – и предложил Наполеону целых сто тысяч! Правда, в обмен на кое-какие уступки… после короткого размышления, тот сказал, что возьмёт двадцать. Прусская кавалерия дойдёт до Москвы – а пехотный корпус будет придан Макдональду, проведёт всю кампанию в окрестностях Риги – и потому, в основном, уцелеет…
…причём уже в 1813-м окажется на нашей стороне! (Как, впрочем, и австрийцы). Но дело было далеко не кончено – французский император успешно огрызался! При каждом поражении Шестой коалиции Фридрих делал робкие попытки, что называется, «соскочить» – но это не помешает ему, в конечном счёте, войти победителем в Париж – а затем, по итогам Венского конгресса, вернуть все утраченные территории, и разжиться новыми. (Как мы помним, решающий удар Наполеону при Ватерлоо нанесли именно пруссаки – король пожалует фельдмаршалу Блюхеру свой дворец вблизи Бранденбургских ворот).
Последующие четверть века его правления будут относительно спокойными и успешными для страны. Король скончается на семидесятом году – а ещё через три десятилетия его сын, Вильгельм, станет первым кайзером объединённой Германии!
PS: В 1818 году Фридрих Вильгельм приехал в Россию по случаю рождения внука, будущего Александра II – король будет прогуливаться по Москве в русском мундире, а потом на бельведере Пашкова дома, преклонит колени со словами: «Вот она – наша спасительница!»

PPS: После длительного вдовства он повторно женится – из-за тридцатилетней разницы в возрасте и недостаточно высокого положения невесты (всего-то – графини) брак придётся поначалу скрывать – а после смерти мужа княгиню Лигницкую, в строгом соответствии с протоколом, не пустят на траурную церемонию… Впрочем, это – совсем другая история…
Напоследок. 3 августа 1926 года родился Тони Беннетт – суперзвезда 50-х. С возрастом он надумал, было, уйти на пенсию – но в середине 90-х вернулся, благодаря настояниям сына-менеджера – и не только получил кучу «Грэмми», но и стал в 2011-м старейшим в истории певцом, возглавившим «Billboard 200»!
И ещё. 3 августа 1963 года родился Джеймс Алан Хэтфилд, гитарист, вокалист, и один из основателей «Metallica».
Journal information