Во второе воскресенье июля – то есть, как раз сегодня – отмечаются две противоположности: День рыбака – и День действий против рыбной ловли. Надо понимать, что одни устремляются на близлежащий водоём с удочкой (сетью, динамитом… – и другой подобающей снастью) – а другие строят им козни, спасая рыбу… Впрочем, шансы последних невелики – за явным численным преимуществом противника: по одним подсчётам, рыбаков в России около десяти миллионов; по другим – аж двадцать пять! (Что, вообще-то, кажется явным преувеличением)…
Некоторые помнят – в СССР был специальный рыбный день – придуманный ещё в 1932-м наркомом Микояном. Назначили таковым четверг – причины выбора не вполне ясны, но есть мнение, что это делалось назло верующим. (В православной традиции «дни без мяса» – среда и пятница; как раз по ним-то и рекомендована рыбная диета). Сейчас всё перемешалось – с одной стороны, телевизор рьяно убеждает нас в пользе морепродуктов; с другой – рассказывает о них всякие ужасы… Но ведь пользы от времяпровождения на свежем воздухе никто не отменял!..
…Идём дальше – во второе воскресенье июля отмечается День почты... (Которая – что бы там ни говорили – работает!..) Принято считать, что организации этого дела в России мы, как обычно, обязаны Петру нашему Первому – но это не совсем так. Если не вспоминать совсем уж древних гонцов, то получается, что приоритет за ордынцами – именно они учредили ямскую повинность; Московское царство эту систему благополучно унаследовало – что и засвидетельствовал в своих «Записках о Московии» памятный нам барон Герберштейн: «Государь имеет ездовых во всех частях своей державы, в разных местах и с надлежащим количеством лошадей, так чтобы, когда куда-нибудь посылается царский гонец, у него без промедления наготове была лошадь. При этом гонцу предоставляется право выбрать лошадь, какую пожелает».
…Впрочем, вспомним, что сегодня всё-таки очередное 13-е! Нехорошая история вышла, например, в 1789 году с нашим первым революционером (как называли его большевики) Александром Радищевым – принято считать, что именно в этот день его арестовали и засадили в Петропавловскую крепость за вольнодумное (и ныне подзабытое) «Путешествие из Петербурга в Москву»…
На тот момент коллежский советник заведовал Петербургской таможней (говорят, принципиальный был чиновник!) – но потянуло его на писательство! Так родилась эта книжка – по сути, путевые заметки, сдобренные лирическими отступлениями, о том, что крепостное право – плохо, помещики – несправедливы, а деревенские девушки – чисты и естественны, потому что, например, «…не сдирают каждый день лоску с зубов своих ни щётками, ни порошками». О как!..
Примечательно, что книжка беспрепятственно прошла цензуру, и была напечатана в домашней типографии автора. (Их только что разрешили). Но уж больно время оказалось неподходящее: во Франции – революция, в России, соответственно, – брожение умов. «Путешествие…» становится бестселлером среди либеральной публики – а там доходит и до Екатерины.
Как известно, матушка-императрица сильно разгневалась, заявив, что Радищев – «бунтовщик, хуже Пугачёва»! (Имелось в виду, что тот хоть царём прикидывался, а этот начал республиканские идеи разводить). Автора немедленно сграбастали и, несколько неожиданно, пришили ему: заговор, измену, и «покушение на государево здоровье». После чего, натурально, приговорили, было, к смерти – но Екатерина заменила её десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог на Ангаре.
Здесь Радищев проведёт четыре года (кстати, сочетается браком с сестрой своей покойной жены) – а там его выпустит Павел. Правда, велит тихо сидеть в своем имении в Калужской губернии. А уж Александр дарует автору полную свободу, и даже пригласит в комиссию по составлению законов.
(Возможно, с этой комиссией связана не до конца понятная смерть Радищева: есть сведения, что он там опять предложил что-то либеральное, нарвался на критику, впал в тоску и отравился. По ещё более экзотической версии, автор «Путешествия…» тоже отравился – но случайно, выпив «царскую водку» приготовленную для чистки эполет. Официально – Радищев скончался в пятьдесят три от чахотки, приобретённой в ссылке).
PS: Книга оставалась под запретом аж до 1905-го года… Говорят, на Радищева, как своего вдохновителя, ссылались декабристы; а вот знаменитые либералы Белинский с Герценом о «Путешествии…», похоже, и слыхом не слыхивали. Зато А. С. наш Пушкин книжку разругал, написав, что это «…очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге. Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и проч. преувеличены и пошлы». Надо сказать, статью Александра Сергеевича, на всякий случай, тоже запретили! Но это – совсем другая история…
Напоследок. 13 июля 1985 года прошёл грандиозный музыкальный фестиваль «Live Aid», организованный с целью сбора средств для помощи пострадавшим от голода в Эфиопии. Основными площадками стали лондонский «Уэмбли» и «Стадион имени Джона Фицджеральда Кеннеди» в Филадельфии. Кого там только не было… а трансляцию посмотрели почти два миллиарда человек в полутора сотнях стран.
И ещё. 13 июля 1967 года родился Бенни Бенасси – знаменитый итальянский диджей, композитор и продюсер.
Journal information