История творится прямо у нас на глазах; отовсюду, толкаясь, ползут новости, заявления, слухи и прогнозы; многочисленные комментаторы сбились с ног, противореча друг другу…
…потому, даже не будем пытаться сделать вид, будто что-нибудь понимаем! Уж если оценки авторитетных экспертов расходятся от «колоссального урона для российского бизнеса и бюджета», до «минимальных потерь при огромном выигрыше от деофшоризации», то, что же тут добавить? Как обычно: ждём, время покажет.
Ясно одно – очень похоже, что процесс распада Евросоюза начался. Никто не знает, сколько он продлится, как всё будет проходить, и каковы будут итоги – но всё это тревожно и неприятно. Для нас, разумеется! В нынешнем состоянии России никакие европейские потрясения не нужны; не так крепко мы стоим на ногах.
И дело не только в банальных углеводородах – хотя продавать их зажравшимся европейцам было куда проще, чем прижимистым китайцам. А теперь и с европейцами станет непросто – тут мода на экономию, там янки со своими сланцами – наш экспорт уже падает; скорее всего, такая же участь ждёт и цены. Но подтянуть пояса – дело для «дорогих россиян» генетически привычное, к тому же нас к этому уже какое-то время морально готовят.
Гораздо хуже другое – предсмертные судороги такого здоровенного монстра могут обернуться самыми непредсказуемыми последствиями для всего мира, а уж тем более – для ближайших соседей.
«Какие судороги?» - спросит кто-нибудь. – «Подумаешь, греки, а также некоторое количество толстосумов (включая – ха-ха! – наших) слегка тряхнут мошной!» Увы, дело этим отнюдь не ограничится…
События на Кипре не раз назвали «беспрецедентной конфискацией». Это так, – и особенно шокирует, что она происходит в отсутствии глобальной войны, или ещё чего-нибудь в этом роде. В сущности, причина ничтожна – ну, наскребите вы для Кипра эти жалкие шестнадцать (или сколько там?) миллиардов; пообещали же Греции двести? Ан нет.
Можно гадать, почему так вышло – показательно, что Меркель при этом фактически запретила киприотам искать деньги на стороне. (Ещё показательней, что они её не послушались, и ломанулись в Россию – пришлось и ЕСовскому начальству вдогонку!)
Фундаментально другое – по непонятным пока причинам, Большая Европа попрала святое святых – право частной собственности.
Перед её гражданами внезапно открылась фантасмагорическая перспектива – оказывается, банк может отнять у тебя деньги! Причём, не путём какой-то изощрённой схемы, а тупо и внаглую. (Даже наши граждане о таком уже помнят смутно, а для европейца это – вообще крах устоев).
И что теперь должны делать вкладчики? Естественно, дружно забрать, от греха, оставшееся, – чего, как известно, не выдержит никакой банк и никакая финансовая система никакой страны. Поэтому банки на Кипре пока закрыты. А что остальные? Поспешно заявили, что у них ничего подобного не случится. (Включая, почему-то, и «локомотив Европы», Германию).
Вы думаете, граждане поверили? Скоро мы это увидим – сначала на Кипре, а если не повезёт, и паника перекинется на соседей… Паника имеет такое свойство, будь она неладна.
Сюрреализм происходящего настолько очевиден, что позволяет предположить – за ним стоит что-то совсем уж устрашающее. (Например, «хлопнуть» кипрские банки в целом? Напомним: за прошлый год через остров прошло 70 млрд. «инвестиций» в нашу экономику. Интересно, сколько там российских денег сейчас? Так не про нас ли вообще вся эта затея?) Впрочем, даже если всё ограничится банковской смутой в Европе, где и так уже никто никому не доверяет, а взаимная неприязнь прямо-таки искрит – разве этого мало?
Но – повторимся – подождём новостей. Пока все уверены (или делают вид), что всё идёт своим чередом, ничего страшного не случится, как-нибудь утрясётся…
Но вспомним историю – именно так всегда и бывает перед глобальными потрясениями…
История мячей - не только футбольных
Journal information