Как утверждают источники, сегодня – Всемирный день мотоциклиста; или Ride to Work Day – поскольку началось всё с того, что в 1992 году некоторое количество энтузиастов сговорились поехать на работу именно не на машине, а на мотоцикле… (Видимо, в те далёкие времена это было серьёзным нарушением, так сказать, «дресс-кода»… что тут скажешь – теперь-то мэр Лондона Борис Джонсон преспокойно прибывает на службу на велосипеде!)
Не вдаваясь в детали – вроде, якобы, высокой экологичности «железных коней» – ограничимся сообщением: первый байк был деревянным (и на деревянных же колёсах); имел мощность в полторы лошадиные силы – а соорудили его (всего-то в 1885-м году) небезызвестные немцы Майбах и Даймлер…
…Мы же перенесёмся на два десятилетия раньше – 16 июня 1865 года русская армия взяла Ташкент…
Для исторической ретроспективы, вспомним – всего десятилетием раньше закончилась прискорбная для нас Крымская война… не стоит говорить, каким потрясением она стала! Общественное сознание ещё переваривало как унизительное поражение, так и сам факт: на Россию напали христианские Англия и Франция – в союзе с мусульманской Турцией! (Позже Достоевский выразит преобладавшее в то время ощущение: «Европа нас готова хвалить, по головке гладить, но своими нас не признаёт, презирает нас втайне и явно, считает низшими себя как людей, как породу, а иногда так мерзим мы им, мерзим вовсе, особенно когда им на шею бросаемся с братскими поцелуями. С стремлением в Азию у нас возродится подъем духа и сил…»)
…Собственно, стремиться больше особо было и некуда – на Чёрном море нас разоружили, на Балканах – ограничили… И вот на Восток двинулись сначала дипломатические миссии (скорее следует назвать их разведывательными) – но очень быстро выяснилось, что договариваться особо не с кем – степняки живут вполне средневековой жизнью: грабят караваны, отрезают головы – и ни о каком «международном праве» слыхом не слыхивали! Между тем, русская армия срочно обзаводилась нарезными ружьями…
Один из посланников в отчёте напишет: «В случае разрыва с Англией, только в Азии сможем мы вступить в борьбу с нею с некоторой вероятностью успеха – и повредить существованию Турции». (Надо сказать, британцы на тот момент и впрямь не слишком активничали – доверив снабжение ханов оружием и военными советниками союзникам-туркам). Однако, сомнений в их скором приходе не было – так что вопрос состоял только в том, кто окажется первым! Идея перенести свои границы ближе к тщательно оберегаемой британцами Индии выглядела очень соблазнительной! Дополнительным стимулом стал хлопок – Россия зависела от американских поставок, но в 1861-м там началась Гражданская война… Ферганская долина показалась российским экспертам подходящим местом для хлопководства!
(…Тогда эта территория принадлежала Кокандскому ханству (по соседству были ещё Бухарское и Хивинское) – а полувеком раньше кокандцы подчинили Ташкент. Город – самый большой в регионе, с двухсоттысячным населением – давно был связан с нами торговлей; там даже образовалась некая «пророссийская партия»).
Нам придётся пропустить целый ряд увлекательных событий – отметим лишь: русские продвигались небольшими отрядами (с оглядкой на вездесущую Англию) – потому вторжение было каким-то полуофициальным – и решающее значение имела инициатива командиров. (А проще – тот самый дух авантюризма). Не утративший его Михаил Черняев в сентябре 1864-го неожиданным наскоком возьмёт Чимкент (который брать никто не собирался!) – у полковника было около тысячи человек против десяти тысяч; находчивые русские проникнут в неприступный город по водопроводным трубам!
Ободренный удачей, Черняев (опять без разрешения) тут же двинется на Ташкент – но будет отбит. Впрочем, никаких санкций из Петербурга не последует – наоборот, его (уже генерал-майора) назначат губернатором вновь образованной Туркестанской области. В мае 1865 года Черняев решится повторить попытку (на этот раз – почти с двумя тысячами солдат и двенадцатью пушками); но не пойдёт в лоб – а перекроет оросительные каналы…
…Неясно, рассчитывал ли генерал на скорую капитуляцию – или просто не решался атаковать огромный город, но дело закончится тем, что наместник Алимкул выведет из Ташкента сорокатысячную армию! Впрочем, удача вернётся к Черняеву – враги будет рассеяны, а их предводитель – смертельно ранен…
…Казалось бы, пора открывать ворота… но вместо этого местные власти спешат отдаться под власть бухарского эмира – и тот высылает подмогу! Русский генерал, со своими полутора тысячами, не может воевать на два фронта – остаётся немедленный штурм!
В ночь на 15-е июня передовой отряд русских с лестницами подкрадётся к городу… (Ташкент окружали сады – защитники не додумались их вырубить). Разумеется, это всё равно было чистейшей авантюрой – гарнизон насчитывал тридцать тысяч при шестидесяти пушках! Впрочем, он оказался равномерно «размазан» по периметру городских стен (двадцать четыре версты!) – и когда наши войдут, им придётся самим занять оборону, и отражать одну волну нападающих за другой. (Здесь весьма пригодится артиллерия – в частности, устрашающий «ракетный станок»).
16-го силы кокандцев иссякнут; уличные бои завершатся «зачисткой» – а на следующий день делегация почётных граждан явится с капитуляцией… русские потеряют в двухдневном бою всего двадцать пять человек убитыми!
Провозглашённый ширнаибом («непобедимым»), Черняев поспешит объявить свою волю: местные законы и вера остаются в силе (включая шариатский суд) – а население на год освобождается от податей!
PS: В Петербурге от внезапного приобретения слегка обалдеют (наказать своевольного генерала одновременно потребуют и английский посол Бьюкенен, и свой министр иностранных дел Горчаков!) Александр II решит по-своему – и пошлёт победителю золотую саблю с бриллиантами… Проблемы на этом не закончатся – например, припоздавший бухарский эмир всё равно предложит русским убраться из его города!.. Впрочем, это – совсем другая история…
Напоследок. 16 июня 1967 года открылся знаменитый Монтерейский фестиваль в Калифорнии. Кто только не появится на сцене за эти три дня… «The Who» разнесут свои инструменты – а Джими Хендрикс сожжёт гитару!
Journal information