Как водится, воскресенье – день, обильный на праздники… потому, начнём со Всемирного дня ветра… впрочем, речь совсем не о том романтическом дуновении, которое «треплет локоны» – или, например, «наполняет паруса»! Мероприятие учредили Европейская ассоциация ветроэнергетики и Всемирный совет по энергии ветра – то есть, организации, продвигающие коммерческое использование этой стихии…
…Ветроэнергетика родилась не вчера (Америку – и много чего ещё! – открыли на парусных кораблях; а ветряные мельницы служили отнюдь не исключительно для тренировок Дон Кихота) – но в последние пару десятилетий она развивается прямо-таки пугающими темпами. (В основном – в странах, обделённых газом-нефтью, да ещё и боящимся мирного атома… потому Россия этим Всемирным днём пренебрегает… Но мы отвлеклись!)
Собственно говоря – почему «пугающим»?.. Казалось бы – ветер дует бесплатно! Но, увы, его ещё надо поймать – а вот это уже дело достаточно затратное – так что продукт получается недешёвый… К тому же, для промышленной добычи «ветряного электричества» требуются целые поля ветряков – а, между прочим, они шумят и генерируют неполезный для здоровья и окружающей среды инфразвук… да и просто занимают много места! (Отдельные экологи опасаются и влияния на климат – ну, это, разве что, в отдалённой перспективе). Дело-то, в сущности, в масштабах! Какому-нибудь затерянному в пространстве степняку ветрогенератор окажется в самый раз – но развивать этот бизнес норовит густонаселённая Европа… неужели, только для того, чтобы избавиться от ненавистного российского газа? Ну, ладно…
…Переходим к Дню отца – вообще-то, даты в разных странах разные – но наши (справедливости ради – вслед за многими, и пока неофициально) ухватились за американскую. Там всё началось ещё в 1910-м году, с подачи некой мисс Додд, задумавшей почтить своего папу-вдовца, в одиночку поднявшего шестерых детей – а уж в 1966-м президент Джонсон придал мероприятию национальный размах, и распорядился проводить его в третье воскресенье июня… Так и пошло́.
Конечно, вездесущие маркетологи норовят использовать День Отца в своих обычных целях – но дело-то хорошее! (Даже если обойтись без рекомендуемых, почему-то, красных роз). Ещё Моцарт патетически воскликнул: «Сразу после Бога идет отец!» (Что звучит несколько странно – поскольку вундеркинда нещадно эксплуатировали, кажется, лет с четырёх).
Марк Твен поделился с нами следующим наблюдением: «Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его… но когда мне исполнился двадцать один, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет!»
«Если у кого нет доброго отца, тот добудь себе его!» – безапелляционно рекомендует Ницше. Зато, по мнению Оскара Уайльда: «Для сохранения хороших отношений в семье, отца не должно быть ни видно, ни слышно». С этим не согласен Марио Пьюзо, констатируя в своём широко известном произведении: «Жизнь – суровая штука, без второго отца не обойтись. На этот случай и существуют крёстные отцы».
Яркий пример отеческой заботы мы видим в письме доктора Роберта Дарвина своему сыну, небезызвестному Чарльзу: «Тебе ни до чего нет дела, кроме стрельбы, собак и ловли крыс – ты опозоришь и себя, и семью…» – и ведь как в воду глядел родитель!
Ну, и замечательную картину семейной идиллии рисует наш Григорий Остер:
Если вы по коридору
Мчитесь на велосипеде,
А навстречу вам из ванной
Вышел папа погулять…
Не сворачивайте в кухню –
В кухне твердый холодильник!
Тормозите лучше в папу.
Папа мягкий. Он простит.
…Одним словом – отцы (как и всё в этом многообразном мире!) бывают разные – но почему бы не отметить?..
…Само собой, мы не вправе пройти мимо Дня медработника (или если угодно – Дня медика), учреждённого ещё в СССР. (Кстати, по некоторым подсчётам, продолжительность жизни в современной России вот-вот вернётся на уровень советской!)
…Таким образом, дела в этой области, всё же, обстоят несколько лучше, чем принято говорить… и потом – если мы обратимся в отдалённое прошлое, то услышим всё то же самое! Да, Гомер восклицал: «Сотни воителей стоит один врачеватель искусный!»; да, Гиппократ заявил: «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств!» – но он же (кстати, лицо заинтересованное!) признавал: «Лечит болезни врач, но излечивает – природа»... «Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств…» – дополняет Авиценна.

Что же другие авторитеты?.. «Медицина заставляет нас умирать продолжительнее и мучительнее», – мрачно констатирует Плутарх. «Иные лекарства опасней самих болезней», – солидаризуется Сенека. А Уильям наш Шекспир и вовсе произносит вполне современно звучащее: «Разбойник требует: кошелек или жизнь. Врач отнимает и кошелек, и жизнь». «Когда человек долго болеет, он становится более сведущим, чем сам врач…» – это уже Оноре де Бальзак. И, наконец, Наполеон, в несвойственной ему пространной манере: «Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нём жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы будете мешать лекарствами».
PS: Значит ли это, что процитированные авторитеты всю жизнь обходились без врачей?.. Ну, вряд ли… Может – не повезло. Бехтерев сказал: «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это – не врач». Но Бехтерев-то был один… возможно, мы, пациенты, слишком требовательны к любому человеку в белом халате?.. Впрочем, это – совсем другая история…
Напоследок. Буквально вчера мы вспоминали Джима Ли из «Slade» – а сегодня пришла очередь другого лидера этой группы – певца Нодди Холдера. (Впрочем, по мнению Вашего покорного слуги, «Slade» можно слушать ежедневно). Итак – Невилл Джон Холдер родился 15 июня 1946 года.
И ещё. В это же день и год родился другой безошибочно узнаваемый вокалист – Демис Руссос, сотоварищ Вангелиса по Aphrodite’s Child, ставший затем успешным сольным артистом (и, между прочим, заочно – кумиром советской публики!)
Journal information