Сегодня – Всемирный день защиты лабораторных животных, учреждённый в 1979 году с подачи Международной Ассоциации против болезненных экспериментов на животных. (…В свою очередь, основанной почти десятилетием раньше – но борьба сердобольных граждан за страдающих от любознательных учёных собак, обезьян, мышей – и прочих – началась ещё в прошлом веке). Вероятно, первым стало Общество Виктория-Стрит, организованное на одноимённой лондонской улице публицисткой Фрэнсис Кобб ещё в 1875-м… (Тогда эксперименты над бессловесными тварями назывались вивисекцией – и количество таковых британские источники оценивали в какие-то три сотни ежегодно… в наши дни говорят о ста пятидесяти миллионах по всему миру – но цифра кажется запредельной…)
…Сама по себе вивисекция (по-латыни vivus – живой; sectio – рассекать) известна, по крайней мере, со времён Галена (то есть – со II века, причём многие его воззрения продержатся до XVI–XVII вв., а некоторые в ходу и сейчас). Однако, настоящую (хотя и несколько нездоровую) популярность это занятие обретёт именно к концу XIX в. – после чего в дело и вмешаются правозащитники… Уже через год, в 1876-м, в свет явится парламентский акт «О жестокости по отношению к животным» (The Cruelty to Animals Act) – суть его сводится к тому, что (если уж обойтись без эксперимента не получается) животное необходимо обезболить – а по окончании процедуры немедленно умертвить (причём, «использовать» не более одного раза). Деятельность вивисекторов начнут, с одной стороны, лицензировать – а с другой, на всякий случай, – засекречивать от общественности. Немудрено, что активисты назовут закон «бесславным» – и прямолинейно переименуют своё общество в «Анти-вивисекторское». (Оно-то со временем и станет Ассоциацией, которую мы упомянули).
…С конца позапрошлого века в мире на эту тему принято немало Кодексов и Конвенций – но все они, в сущности, базируются на старом британском акте. (Например, в ходу так называемый «принцип трёх R»: Replacement – то есть, использование альтернативных методов, вроде манекенов и компьютерных симуляторов; Reduction – сокращение количества используемых для экспериментов животных; и Refinement – обезболивание. Слово «вивисекция» стыдливо вывели из употребления – а лучшей рекламой косметики принято считать надпись: «Не тестировано на животных!» Известны даже случаи, когда активисты врывались в лаборатории и выпускали «обречённых узников» – не особо задумываясь насчёт их будущей судьбы «на воле»…
…Возможно, лучше многих на эту тему высказался академик Павлов: «Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжёлое чувство сожаления …что являюсь палачом живого существа. Когда я режу, разрушаю живое животное, я глушу в себе едкий упрёк, что грубой, невежественной рукой ломаю невыразимо художественный механизм. Но переношу это в интересах истины, для пользы людям. А меня, мою вивисекционную деятельность предлагают поставить под чей-то постоянный контроль. Вместе с тем, истребление и, конечно, мучение животных только ради удовольствия и удовлетворения множества пустых прихотей остаются без должного внимания».
P.S. …В 1999 году российский закон «О защите животных от жестокого обращения» будет принят Думой, одобрен Совфедом – но угодит под президентское вето. Закон «Об ответственном обращении с животными» официально опубликован в декабре 2018-го. Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 24 апреля 1942 года родилась Барбра Джоан Стрейзанд (любопытно, что настоящее имя американской суперзвезды – Барбара) – обладательница всех возможных призов, наград, титулов – и просто легенда!..
https://zen.yandex.ru/media/shatff/laboratornye-jivotnye--i-sposoby-ih-zascity-5cbfd7ab1d497b00af3f8f00
Journal information