2 мая 1703 года в Москве была основана первая российская гимназия. Вы удивитесь, но у истоков нашего среднего образования стоял немец – причём, вдобавок, лютеранский пастор, по имени Эрнст Глюк!
Немец, правда, был пленный – привезённый из Мариенбуга (ныне Алуксне), где в прислугах у него состояла сама Марта Скавронская, наша будущая Императрица Екатерина I. (Так что, роль пастора в Российской истории образованием отнюдь не исчерпывается!) То ли в связи с таким важным знакомством, то ли в силу личных качеств, – но Глюк был отпущен к своим, в Московскую Немецкую слободу, где и занялся просвещением. Через год он получит под учебное заведение богатый дом на Маросейке, а затем Пётр благословит гимназию специальным указом…
…А ещё через пару десятилетий – а именно 2 мая (или, если угодно, 21 апреля по ст. ст.) 1729 года родится София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, более известная, как Императрица Екатерина II… («Что за день… – возможно, скажете Вы, – сплошные немцы!» Ну, из песни слов не выкинешь…)
…Матушку-Екатерину мы упоминаем часто – уж слишком значительным было её почти 35-летнее правление – потому сегодня ограничимся некоторыми моментами, связанными, преимущественно с образованием и просвещением.
Принято считать, что императрица до конца дней говорила по-русски с сильнейшим акцентом и была совершенно безграмотна – например, распространён анекдот, что слово «ещё» она писала «исчо»… что тут скажешь?.. Прежде чем делать высокомерные заключения, вспомним – нормы русского языка (включая орфографию) в те времена не только существенно отличались от известных нам – но и только складывались!
В конце концов, наша первая грамматика явилась в свет буквально за несколько лет до прибытия немецкой принцессы – и, кстати, автор, Василий Ададуров, будет приставлен к Софии Августе для обучения совершенно незнакомому ей языку! (Заметим также – именно в царствование Екатерины мы обзаведёмся присутствующей в вышеупомянутом слове буквой «ё»; она же организует Императорскую российскую академию, специализацией которой станет именно систематизация и пропаганда русского языка). Наконец – есть свидетельства, что императрица говорила «чисто»… так кому нам верить?
Фактом остаётся, что Екатерина во многом была самоучкой. Сначала – «домашнее образование» (между прочим, родной город императрицы, Штеттин, сейчас находится на территории Польши); потом – несколько учителей в России. (По словам самой Екатерины, Елизавета считала, что София Августа «и так умна»; потому ею особо не занимались). Так цесаревна начала запоем читать – прямо скажем, не самое обычное в те времена занятие для дамы её положения!

Допустим, семейная жизнь не заладилась с первого дня – но разве мало развлечений мог предоставить двор «весёлой царицы Елисавет»? (Некоторые источники рисуют жизнь Екатерины как сплошную оргию – думается, этот аспект сильно преувеличен. Сама же она в собственноручной эпитафии напишет об этих временах в третьем лице: «Восемнадцать лет, исполненных скуки и одиночества, побудили её прочесть много книг»).
Кстати, писа́ла на протяжении всей жизни императрица невероятно много – законов, статей, художественной литературы (одних пьес до наших дней дошло два с лишним десятка). С некоторым кокетством она говорила: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытать желания немедленно окунуть его в чернила». (Заметим – бо́льшая часть этого многотомного наследия написана по-русски!)
Конечно, мнения специалистов и тут расходятся – кто-то считает, что Екатерина творила самостоятельно (секретари только правили пресловутые ошибки). Есть мнение, что на императрицу работал целый штат лучших авторов того времени. Наконец, иные сходу кладут дискуссии конец – мол, всё это – банальная графомания, литературные способности Екатерины были равны нулю…
…Трудно судить! Прямо скажем – неспециалисту почти любая литература допушкинской эпохи покажется старомодно громоздкой! Потому приведём несколько высказываний той, что называла себя «философом на троне»:
Первое правило – делать так, чтобы люди думали, будто они сами хотят этого.
Сколько истин, признаваемых нами в настоящее время бесспорными, в момент провозглашения их казались лишь парадоксами или даже ересями!
Я хвалю громко, а порицаю вполголоса.
Лекарство от глупости еще не найдено. Рассудок и здравый смысл не то, что оспа: привить нельзя.
Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учёными.
Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие.
Народ, который поёт и пляшет, зла не думает.
Всякое дитя родится неучёным. Долг родителей есть дать детям учение.
Вдогонку к последнему высказыванию, припомним другой тезис императрицы: «…заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие, исправятся нравы…» И действительно – именно при ней появится сеть «больших» и «малых» народных училищ… да что там – откроется Смольный институт благородных девиц!

PS: Отдельная часть творческого наследия Екатерины – обширная переписка с известнейшими мыслителями Европы (например, с Вольтером) – читая эти объёмные послания иной раз испытываешь чувство неловкости: Российская империя предстаёт страной, в которой реки текут мёдом и молоком… Многие упрекали Екатерину за явную ложь, А. С. наш Пушкин впоследствии обзовёт её «Тартюфом в юбке и короне»… а вот упомянутый Вольтер (непререкаемый авторитет современности) именовал «Северной Семирамидой»… Получается – матушка-императрица не лгала, а старалась создать себе (а значит, и державе!) правильный международный пиар… ничего не меняется в мире! Впрочем, это – совсем другая история…
Напоследок. 2 мая 1936 года родился Энгельберт Хампердинк; легенда британской поп-музыки. В своё время он успешно конкурировал с Томом Джонсом и "Битлз"!.. Вообще-то, певца зовут Арнольд Джордж Дорси – а взять в качестве псевдонима имя не слишком известного немецкого композитора XIX века – затея продюсеров…
И ещё. 2 мая 1950 года Лу Грэмм – великолепный вокалист замечательной группы Foreigner. (Кстати, настоящая фамилия Лу – Грамматико)
Journal information