shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 29 апреля

О Дне танца, Жан-Жорже Новерре – и «связи времён»

Удивительно, как часто события дней минувших – и в частности, этого – живо перекликаются с современностью!

Например, принято считать, что именно 29 апреля 1935 года на трассах Соединённого Королевства были опробованы первые светоотражатели. Что сегодня? Пешеходам вот-вот запретят появляться без люминесцентных – не то стикеров, не то даже жилеток! Нарушителей обещают штрафовать… если вдуматься, справедливо: вот выходишь ты из дома – а вдруг ночь?..





Идём дальше. В этот же день 1932-го на улицах СССР появились, так называемые, «Бригады содействия милиции». В традициях времени, новое законное формирование получило ласкающее ухо сокращение «Бригадмил». За исторически короткие сроки, ответственных граждан набралось около 400 тысяч! Вот и ныне повсюду множатся деятельные дружины…

Снова в Британию: 29 апреля 1909 года памятный нам Ллойд Джордж представил Парламенту бюджет, вошедший в историю с прозвищем «народный». Как вы думаете, чем будущий премьер собирался спасать казну от оскудения? Правильно, налогом на «роскошь и сверхдоходы»! Тем самым, который на наших просторах обсуждается уже не первый год – пылко, и прямо-таки с пролетарской прямотой: «Вот они у нас попляшут!»



В общем – всё и впрямь придумано до нас!.. Но раз уж упомянуты танцы, скажем несколько слов о человеке, произведшем подлинную революцию в этом искусстве – тем более, что Жан-Жорж Новерр родился именно 29 апреля 1727 года, и как раз в его честь сегодня отмечается День Танца ЮНЕСКО.

Чем же мир обязан Новерру? Если коротко: он создал балет! Тот, который существует сегодня, и в котором мы, вроде бы, впереди планеты всей. Или уже нет? Ну, неважно…



…До Новера танцы влачили жалкое существование в виде вставных номеров, а на исполнителей напяливали дурацкие парики и маски… В общем – чистая клоунада! Причём, на современный взгляд, довольно скучная… (Хотя, вообще-то, это называется красивым словом «дивертисмент» – от французского «развлечение»).



Уроженец Парижа, Новерр всю жизнь странствовал по Европе. (Не был, разве что, в Российской Империи – но здесь работали его ученики и многократно переиздавались книги). В Парижскую оперу молодого танцовщика не взяли – и он покидает Францию на десять лет. Возвращается – и снова терпит фиаско; но устраивается постановщиком в Комическую оперу. Тут его дивертисменты приметил знаменитый Дэвид Гарик (на тот момент – директор театра «Друри-Лейн»), и позвал на гастроли в Лондон.

Поначалу труппу принимали хорошо – но тут, в 1756-м, разразилась Семилетняя война, и патриотичные англичане начали освистывать «лягушатников», а потом и переломали им декорации. «Чёс» сорвался – но Новерр ещё год проживёт у Гарика, изучая местный театральный опыт – а потом поедет в Лион.

Здесь, в провинции, он получит возможность реализовать некоторые свои идеи в местном театре, и – самое главное – напишет и издаст объёмистый программный труд «Записки о танце и балете»:



«Я… на место рутины призвал изящный вкус; предложил костюм более благородный, правдивый и живописный; потребовал действия и движения в сценах, одушевления и выразительности в танце; я наглядно показал, какая глубокая пропасть лежит между механическим танцем ремесленника и гением артиста, возносящим искусство танца в один ряд с другими…»

…с вашего разрешения, мы закончим эту пылкую цитату чуть позже, а пока констатируем: на свет явился pas d’action, «действенный балет», как его назвал сам Новерр – отдельный и самодостаточный спектакль, объединённый сюжетом и сквозным действием! Что интересно – Париж не спешит распахнуть новатору свои объятия – и он на семь лет уезжает в Штутгарт.

…Здесь Новерр получает полную свободу действий – и ставит балет за балетом – один серьёзней другого: «Мифы предоставили мне богов, история – героев; отказавшись от вульгарных персонажей, которые только и могут весело или грустно перебирать ногами, я постарался придать моим произведениям благородство эпопеи и грацию пасторальной поэзии». Всё бы хорошо – но публика привыкла лицезреть что-нибудь попроще… в конечном счёте театр вылетает в трубу!



Ситуация складывается примерно, как с современным «фестивальным кино» – специалисты восторженно цокают языками, коллеги растаскивают приёмы по своим постановкам… народ безмолвствует! Тем не менее, профессиональный авторитет Новерра неуклонно растёт – он опять колесит по континенту – и, наконец, возвращается во Францию. (Да не абы как, а по приглашению самой королевы, Марии-Антуанетты – в Вене, принцессой, она брала у него уроки – и теперь назначает пятидесятилетнего мэтра директором балета  Парижской Оперы!)

…Увы, триумфа опять не вышло – разочарованный Новерр уходит в отставку, и уезжает в Англию; здесь его балеты почему-то принимают лучше – но ненамного… Окончательно на родину он вернётся с двух попыток (первая пришлась на  революцию); в Оперу его опять не возьмут – создатель восьмидесяти балетов умрёт 83-летним пенсионером, занимаясь составлением балетного словаря, и переписываясь с целой кучей знаменитостей, включая, например, Вольтера…



PS: Вернёмся к цитате, которую мы прервали на самом важном месте – Новерр констатирует, что: «…навлек на себя неудовольствие всех, кто почитает и соблюдает старинные обычаи, какими бы нелепыми и варварскими они ни были». Так и не познав триумфа в качестве постановщика, он успеет застать постепенное и повсеместное торжество своих идей – правда, без упоминания автора. В конце концов, о нём вспомнят – но неужели кто-нибудь желает посмертной славы?.. Вряд ли… впрочем, это – совсем другая история…

Напоследок. 29 апреля 1978 года «Би Джиз» возглавили американский чарт с «Night Fever»!  


Tags: 29 апреля, «Записки о танце и балете», День Танца, Жан-Жорж Новерр
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 114 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →