shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

А ещё была такая история…

…Президент велел написать Новую Историю – и что тут началось! Заскрипели перья! Застучали пишущие машинки! Защёлкали клавиатуры!..

…На самом деле, ничего подобного не произошло – и легко понять, почему. Написать-то недолго – а какую?..

Как мы помним, с аналогичной проблемой столкнулись в своё время большевики – в связи с чем, история, как школьный предмет, толком не преподавалась до 30-х годов. Да и как прикажете преподавать эту хронику деяний князей, царей, королей, – и прочих «классовых врагов»? А «трудовой народ»… ну, что трудовой народ? Трудился он… иногда воевал, – в общем, делал, что скажут. Правда, иногда трудящиеся восставали против угнетателей – но всякий раз заканчивалось это невесело, да ещё и сопровождалось множеством неловких для пересказа подробностей.

Скажем прямо – нелёгкая доля досталась отечественной исторической науке! Это ж надо – два таких разворота за столетие, не считая косметических правок! Воистину, по масштабу зигзаги нашего пути не имеют прецедентов (если не вспоминать египтян, начисто стесавших все изображения кого-то из фараонов). Конечно, у восточноевропейцев был свой «полусоветский» период – но не столь продолжительный, не столь глубокий, и, прямо скажем, не столь значительный для судеб мира. В общем, можно как-нибудь и замять…

Что касается бывших братских республик, то там проблема решается по-разному, но, в основном, путём обращения к «преданьям старины глубокой». Благо, опереться есть на что – тут Киевская Русь, там Великое Княжество Литовское, – есть ещё разные царства и даже одна Монгольская империя. А потом – кратковременная советская оккупация, долгожданное освобождение, и – здравствуй, Светлое Настоящее! Акценты, разумеется, зависят от темперамента местных политиков.

Не то у наших историографов – хотя не будем отрицать: кое-какие успехи имеются! Умиление берёт, когда видишь, как убелённый сединами профессор горячо обличает «пороки социализма»! И ведь искренне, чертяка, – а степень защищал, поди, по какой-нибудь «прогрессивной роли великого ленинского наследия».

Справедливости ради – немало и тех, кто придерживается взвешенной позиции: мол, всякое было. А кто-то и вовсе «не может поступаться принципами», – в общем, чистая демократия. Вот только… со школьниками что делать?

(Заметим: речь, вообще-то не о школьниках, которые, будь их воля, с радостью исключили бы историю из программы вовсе. Как и многое другое. Так что, Бог с ними, со школьниками. Смотреть надо выше).

Пока сигнала нет, попробуем разобраться на месте. С дооктябрьским периодом сложностей, вроде, нет. Классовый подход мы, более-менее, изжили; так что с облегчением можем вернуть на свои законные места всяких болотниковых с разиными, «народного полководца» Кутузова, и множество других переоценённых персонажей. Некоторые сложности таит в себе «трёхсотлетнее иго», но здесь всё за нас уже придумал Гумилёв. А вот с новейшей историей, конечно, проблемы будут.

Есть мнение, что нам надлежит «расстаться с коммунистическим прошлым», и, даже, для верности, покаяться. Думается, ничего подобного не произойдёт, потому что известно, откуда эти мнения исходят. Да и каяться, всё-таки, – удел побеждённых, а Красная Империя, до самого своего конца, никому в открытом бою не проигрывала. Так что, самым подходящим тоном для советского периода представляется отстранённая от ярлыков объективность: факты, цифры, даты…

(Впрочем – может быть – нет? Может, как раз здесь наши историки ждут сигнала? Ну, например, если Волгоград, всё-таки, переименуют – значит…)

Ответ на этот вопрос мы когда-нибудь узнаем. Но и сейчас очевидно – ни одна страна мира не преподаёт своему подрастающему поколению историю собственных ошибок, заблуждений и преступлений. Школьная история – не дискуссионный клуб, не поиски вечно ускользающей Истины; её всегда корректируют – исключениями не были ни Карамзин, ни даже Нестор-летописец. Но главный посыл никогда не меняется. Суть её – воспитание гордости за Отечество; содержание – победы и преодоления. Если угодно, школьная история – это пропаганда в самом концентрированном виде. Не верьте тем, кто будет утверждать обратное – это тоже пропаганда, только другая!

Вы скажете: а как же быть с «неудобными вопросами»?

Во-первых, никто не утверждает, что учитель должен ограничиваться знанием учебника, каким бы замечательным он ни был. Как раз наоборот – страшно представить объём знаний, который, по-хорошему, должен умещаться в голове современного школьного историка!

Во-вторых, если уж мы договорились, что история – это пропаганда, не будем недооценивать её, пропаганды, действенность. Много ли времени нужно для внедрения в головы «нового прошлого»? Как показывает опыт некоторых молодых соседних государств - нет. А ведь мы в столь кардинальном пересмотре, слава предкам, не нуждаемся!

И, наконец, в-третьих. Каких, собственно, особо каверзных вопросов вы ждёте? Давайте будем объективны к подрастающему поколению…


Спортивные обозрения
Tags: история, пропаганда, учебник
Subscribe
Buy for 20 tokens
Совсем недавно Forbes опубликовал рейтинг самых богатых блогеров ТикТока и оказалось, что некоторые детишки зарабатывают вполне серьезные деньги. И вот их собрали в студии программы Док-Ток с Александром Гордоном, чтобы узнать, а что это за такая новая социальная зараза и есть ли от неё польза…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments