В этот день 1793 года парижане чуть не лишились своего Нотр-Дам де Пари (если быть точным, события начнутся раньше, и затянутся не на один месяц). Шла Великая Французская революция – а, как известно, революционеры прямо-таки жить не могут, не разрушив «до основанья» всё, на что упадёт глаз… или, в крайнем случае, не изгадив – до этого самого «основания». Так уж повелось – империи строят, революции разрушают...
…Итак, собор порешили взорвать – но, к всеобщему разочарованию, древнее строение окажется крепче Бастилии, и не поддастся!.. (По другой версии, у якобинцев просто наконец-то кончилась взрывчатка). Конвенту ничего не оставалось, как сделать хорошую мину при плохой игре: Робеспьер заявит, что пощадит «твердыню мракобесия», если парижане скинутся «…на нужды всех революций, какие ещё произойдут с нашей помощью в других странах». (Что-то нам это напоминает…)
…Впрочем, великодушное предложение не вызовет энтузиазма – потому храм изуродуют и разграбят; десятки скульптур частью, по привычке, обезглавят – а частью сбросят с постаментов, после чего долго и деловито будут крушить молотами. (Как говорят, работами квалифицированно руководил знаменитый художник, и, по совместительству – депутат Конвента, Жак-Луи Давид).
…Удовлетворившись плодом своих трудов, революционеры объявят изувеченный собор «Храмом разума»!..
…Через девять лет его немного подлатают по случаю коронации Наполеона (которую, кстати, для грядущих поколений запечатлеет всё тот же Жак-Луи Давид, внезапно осознавший в себе не столько революционный, сколько имперский дух). Наконец, ещё через пару десятилетий выйдет «Собор Парижской Богоматери» Гюго – и тут-то общественность устыдится: начнутся настоящие ремонтные работы…
P.S. …Вскоре в этот же день похожая судьба постигнет наш Кремль. (Вполне возможно – некоторым французским гражданам удалось приложить руку к обоим событиям!..) Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 23 октября 1963 года будущий лауреат «Нобеля» по литературе Боб Дилан записал в нью-йоркской «Columbia Studios» нетленную и перепетую с тех пор множеством заслуженных людей песню «The Times They Are A-Changin».
Journal information