10 марта (по н.ст. – или, если угодно, 26 февраля по старому) 1720 года Петр наш Первый подписал документ «Генеральный регламент или устав…» – название, в духе времени, слишком длинно, чтобы его приводить – тем более, что сегодня нас интересует только одна из пятидесяти с лишним глав. Речь в ней идёт об учреждении должности актуариуса, в обязанность которому вменялось «…письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать…» Таким образом царь-реформатор, фактически, учредил архивное дело – потому сегодня у нас отмечается День архивов. (Любопытно, что какое-то время назад за основу была взята дата аналогичного – и более конкретного – постановления Совнаркома от 1918 года – но потом от неё отказались в пользу Петра Великого…)
Интересно, почему?.. Наверняка, документы собирались и хранились с момента своего появления! Похоже, архивариусы просто не нашли в своих закромах никаких распоряжений на сей счёт, скажем, Ивана Калиты, – или (страшно подумать!) самого Рюрика.. Так или иначе, признаем – всё, что мы знаем о делах давно (и не очень) минувших дней, известно благодаря архивам… Или не очень известно…
…Один из таких, по-разному толкуемых, эпизодов произошёл 10 марта 1904 года, в самом начале русско-японской войны. В тот день погиб миноносец «Стерегущий», поразив своим мужеством и своих, и врагов… Впрочем, по порядку.
В отличие от своего героического собрата, крейсера «Варяг», «Стерегущий» был построен в Питере – правда, в основе тоже лежал английский проект. Корабль сделали разборным – и по железной дороге перебросили в Порт-Артур, где в августе 1903-го он и начал свою недолгую службу.
В то утро два миноносца – «Стерегущий» и «Решительный» возвращались после патрулирования, и уже находились в двадцати милях от базы, когда с правого борта появились четыре неприятельских миноносца. Японцы пошли на сближение, отрезая путь в Порт-Артур – и открыли огонь. К несчастью, один из первых же снарядов повредил два паровых котла «Стерегущего» – корабль потерял ход. («Решительному» удалось уйти под прикрытие береговых батарей – надо сказать, его не преследовали! Гораздо более удобную цель представлял собой его беспомощный товарищ…)
Сражение длилось не более получаса – да, в сущности, это было и не сражение, а расстрел: японские суда имели двадцать четыре орудия против четырёх у нашего миноносца, командир которого, лейтенант Сергеев, был убит одним из первых… «Стерегущий» отбивался, как мог – все «японцы» получили повреждения, причём два – серьёзные; однако подавляющая огневая мощь противника сделала своё дело: орудия были подбиты одно за другим, экипаж буквально сметало с развороченной палубы. (Из пятидесяти двух человек уцелеют четверо. Японский офицер напишет в отчёте: «Вся передняя половина судна в полном разрушении… В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки… положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию»).
Японцы приняли на борт раненых, и уже собирались буксировать остов корабля в качестве трофея – но в поле зрения показались наши крейсеры, идущие на помощь… не принимая боя, противник отступил – и «Стерегущий» затонул на виду обоих эскадрам…
«История потрясающая – но что же в ней неясного?» – возможно, спросите вы… Неясным остаётся – отчего затонул корабль. Во множестве источников (включая энциклопедии) мы читаем, что два матроса заблокировались в трюме, и открыли кингстоны, добровольно сделав «Стерегущий» своей могилой (называются фамилии Новиков и Бухарев). Именно этот подвиг запечатлён на памятнике, открытом семь лет спустя в Александровском парке в присутствии самого Николая II…
…В то же время, согласно другим источникам, проведённое примерно в то же время расследование (причём – с участием японской стороны) показало – «Стерегущий» погиб от полученных в неравном бою повреждений; а легенду породили журналисты (причём, началось всё чуть ли не английской «Таймс»!) И где-то в архивах, вроде бы, хранится доклад комиссии с императорской резолюцией: «Считать, что памятник сооружен в память героической гибели в бою миноносца «Стерегущий»…
PS: Неясным остаётся и факт существования стелы со словами: «Тем, кто больше жизни чтил Родину», как будто, воздвигнутой в знак уважения японцами… зато известно, что четыре пленённых матроса вернулись домой и были награждены «Георгиями».
PPS: И уж вполне точно известно, что имя героического миноносца последовательно носили три боевых корабля, один из которых – корвет «Стерегущий» – и сейчас несёт службу на Балтике…. Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. Сегодня отмечает пятидесятилетие шведская певица Нене Черри – двадцать лет назад она выпустила (в дуэте с сенегальским певцом Юссу Н’Дур) свой главный мировой хит – «7 Seconds».
Journal information