В этот день 1722 года начался Персидский поход неугомонного царя Петра… собственно – уже императора! …Само мероприятие именуют также Каспийским походом – географически это, пожалуй, верней – но тогда эта территория принадлежала именно Персии… Впрочем – по порядку.
…Как мы помним, к тому времени Пётр едва успел развязаться с Великой Северной войной – но было бы ошибкой полагать, что реформатором немедленно овладела скука… Поход затевался давно – и с далеко идущими целями!.. Задолго до своих преемников на Российском троне, император нацеливался на Индию – со Средней Азией попутно. (А может – и не вполне «попутно»… как мы помним, Пётр был весьма озабочен розыском в своих владениях металлов – особенно, само собой, золота. Согласно легенде, соответствующие россыпи имелись под Амударьёй… якобы, местные даже специально развернули реку, чтобы скрыть сокровище от посторонних глаз!..)
…Звучит фантастически… так ведь и край этот в те времена представлялся некой сказочной землёй. (Шамаханская царица – и всё такое… кстати Шемаха (нынешний азербайджанский Шемахы), а также Баку в Петровских планах тоже значились). Таким образом, в инструкции, полученной Преображенским капитаном Бековичем-Черкасским (ранее потомок кабардинских князей звался Девлет-Гирей-мурза)… так вот – среди заданий, полученных им перед Хивинским походом, первым пунктом значилось: «Исследовать прежнее течение Амударьи и, если возможно, опять обратить её в старое русло». А уж потом – о строительстве крепостей и склонению хивинского и бухарского ханов к подданству…
(Надо сказать – восточные владыки и впрямь поддерживали с северным соседом кое-какие отношения… в частности, по свидетельству источников, один из них в своё время просил у Петра пленных шведок – для, так сказать, «улучшения породы» своих воинов!.. Ну, ладно…)
…Тем не менее, когда Бекович с четырьмя тысячами солдат и двумя тысячами казаков выступил в 1717-м на Хиву, встретят его неласково… То есть – многократно превосходящим войском… которое, впрочем, капитан благополучно разгромит. Хан запросит мира… затем князь каким-то образом даст себя уговорить – и, невзирая на сопротивление своего заместителя, разделит русский отряд на части. (Якобы, так хивинцам было бы проще снабжать победителей продовольствием. Как мог повестись Бекович – уму непостижимо… правда, некоторые источники утверждают – хан поклялся на Коране…) В любом случае – едва успев разделиться, русские будут перебиты на месте… из их командира, содрав кожу, сделают чучело – а голову хивинский хан отошлёт бухарскому коллеге. Вот такое вышло «склонение в подданство»…
…Так рухнул замысел Петра по освоению Средней Азии – но царь прорабатывал и «персидское направление»… практически одновременно со злосчастной Хивинской экспедицией в Исфахан прибывает Артемий Волынский. (Этот примечательный сановник пережил немало взлётов и падений: бывал нещадно бит пресловутой петровской дубиной – а при Анне Иоанновне попадёт-таки под топор палача… невзирая на спродюсированный им ранее Ледяной Дом). Задача перед посланником ставилась простецкая – всего лишь уговорить персов проложить ответвление от «Шёлкового пути» – и пускать грузы речным путём через Астрахань и Питер – вместо Турции и Средиземного моря!.. (Звучит не столь уж фантастически, учитывая, что Порта вела себя враждебно, уже лет сто отгрызая от Персии одно владение за другим…)
…Да и положение дел в государстве было, что называется, «из рук вон»… Волынский рапортовал: «Здесь такая ныне глава, что он не над подданными, но у своих подданных подданный, и чаю, редко такого дурачка можно сыскать …сам ни в какие дела вступать не изволит, но во всем положился на визиря Ехтма-Девлета, который всякого скота глупее, однако …шах у него изо рта смотрит и то делает, что тот велит».
…Надо сказать, князю (поначалу угодившему в связи с хивинскими событиями под арест) удалось-таки выговорить кое-какие права для русских купцов; но самое главное – видя состояние персидского двора (и особенно армии – кавалерия дошла до того, что перемещалась на мулах)… одним словом – Волынский делает решительный вывод: наступать на Каспий можно безбоязненно!.. (Вдобавок, начинаются переговоры с картлийским царём и Армянским Католикосом… те тоже не прочь при помощи русских «избавиться от гнёта». Пётр, памятуя о «помощи», оказанной ему братьями по вере во время Прутского похода, аккуратно ответствует: «Что же вы пишете о принце грузинском, оного и прочих христиан, ежели кто к сему делу желателен будет, обнадеживайте, но чтоб до прибытия наших войск ничего не зачинали (по обыкновенной дерзости тех народов), а тогда поступали бы с совету».
…В конце концов, одно за другим, происходят несколько важных событий. Во-первых, заключён Ништадский мир – и у императора высвобождаются ранее занятые против Швеции войска. Во-вторых, на Кавказе начинаются волнения – упомянутая Шемаха захвачена сепаратистами, ограблены русские купцы... чем не повод?.. В-третьих, на сам Исфахан нападают афганцы… шаха сменяет сын, государство в коллапсе – а значит, следует ждать активизации турок… (И, само собой, успеть что-либо урвать раньше них!..)
P.S. …Флот и армия Петра уже вовсю двигались к Каспию, когда император обнародует «Манифест к народам Кавказа и Персии»: «…подданные шаха, лезгинский владелец Дауд-бек и казыкумский владелец Сурхай, восстали против своего государя, взяли приступом город Шемаху и совершили грабительское нападение на русских купцов. Ввиду отказа Дауд-бека дать удовлетворение …принуждены мы против предреченных бунтовщиков и всезлобных разбойников войско привести». (Любопытно, что текст сочинял молдавский экс-господарь и участник прискорбного Прутского похода, Кантемир).
P.S.S. …Так начинался Персидский поход. О дальнейших событиях – несколько позже, пока же отметим – всё-таки, Пётр опять несколько поторопился… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 29 июля 1973 года родился Ваня Моррис (Wanyа Jermaine Morris) – певец безумно популярной в 90-е и обладательницы кучи рекордов и «Грэмми» – американской команды «Boyz II Men».
Journal information