30 мая отмечено в истории сразу несколькими мрачными событиями – впрочем, допускающими различные толкования…
…Итак, сегодня – день памяти Жанны д’ Арк, сожжённой англичанами в 1431 году. (Если быть точным, судила Деву в Руане, всё-таки, церковь, а казнят местные власти – но и тогда истинный заказчик расправы был всем очевиден).
…Мы уже не раз касались различных эпизодов невероятной карьеры этой (19-летней к тому моменту) девушки (и возвращаемся к некоторым их них по мере наступления соответствующих дат) – потому пока оставим за скобками победы французов, начиная с Орлеана; поход на Реймс; коронацию Карла VII; неудачный штурм Парижа – и захват Жанны бургундцами под Компьенем. (Город выстоит – а пленницу выкупят англичане). Посредником станет будущий главный обвинитель Жанны – Пьер Кошон, только что утративший своё епископство в Бове – зато назначенный советником малолетнего английского короля Генриха VI. Шестидесятилетний клирик, не мелочась, поднимет цену до баснословных десяти тысяч золотых ливров – Жанну перевезут в Руан. (Где Кошону пообещали епископскую кафедру – в случае благополучного исхода дела… то есть – безупречного суда и неоспоримого приговора).
…Дело, впрочем, не заладится изначально… с одной стороны, англичане перестарались, заперев Жанну в замке, как военнопленную – да ещё и с несколькими солдатами в камере. (По процедуре инквизиционного суда «еретичку» надлежало содержать в церковной тюрьме). Более того – сами представители этого жутковатого ведомства, под разными предлогами, от участия в процессе предпочтут уклониться. (Кошон инквизитором не был). Дальше больше – посланные за компроматом на Жанну агенты вернутся ни с чем; более того – один из них сообщит, что «…был бы рад, ходи подобная молва о его собственной сестре»… Наконец, придирчивая экспертиза вынуждена будет подтвердить: обвиняемая действительно – девственница… (То есть – никак не может оказаться ведьмой!)
…Однако – задача была поставлена… (К слову, само судилище, учитывая обилие тщательно побранных экспертов и заседателей, встанет английской короне не дешевле выкупа за пленницу!..) Поначалу допросы велись публично – но подсудимая раз за разом обходит хитроумно расставленные Кошоном ловушки: «Являлся ли к вам архангел Михаил голым? – По-вашему, Господу не во что было его одеть?..» Раздосадованный председатель переносит следствие в камеру – и даже пытается использовать «подсадку»… безуспешно!.. (Кроме того, Жанна внезапно заболевает – есть мнение, что не то сам епископ, не то англичане попытались её отравить, не надеясь на успех процесса… Впрочем, всё обошлось…)
…если можно так сказать – поскольку, в конечном счёте, Кошон решается на прямой шантаж… он показывает подсудимой якобы уже готовый для неё костёр – и уговаривает Жанну подписать отречение. (Не вполне ясно – от чего именно; вдобавок, утверждается, что бумагу, на которой неграмотная девушка поставила крест, подменят… на что именно?.. Да и подписывала ли она вообще?.. «Крест» – не лучший для графологической экспертизы автограф… И уж совсем непонятно, зачем было затевать все эти хитрости, если результатом станет всего лишь приговор о пожизненном заключении?..)
…который, понятное дело, сильно разочарует англичан… В результате у Жанны поспешно отнимают женское платье (она готовилась к обещанному переводу в церковную тюрьму); подбрасывают пленнице мужскую одежду (та переодевается – а что было делать?); объявляют её, на основании этого, «повторно впавшей в ересь»… и, в тот же день, 30 мая 1431-го, сжигают!..
…Впрочем, многие считают, что всё было не так…Жанна не умерла!..
...Или умерла иначе: по одной из версий, англичане всерьёз опасались, что казни воспрепятствует некое чудо – и предпочли отравить Орлеанскую Деву – после чего сожгли кого-то другого, скрыв лицо несчастной под колпаком.
…Но ещё привлекательней другая гипотеза – правда, по ней тоже кого-то отправят на костёр – зато Жанну тайно отпустят ко двору обязанного ей короной Карлу. (Между прочим, заклеймённый потомками за безразличие к своей спасительнице король и впрямь держал на тот момент в заложниках зятя руанского губернатора – и угрожал расправиться с ним в случае казни!.. Потому кажется вполне правдоподобным, что, на самом деле, Карл обменял Орлеанскую деву (и, видимо, ещё щедро приплатил) – после чего она останется его, скажем так, советницей… В конце концов, Карл le Victorieux (то есть – «Победитель») в ближайшие годы каким-то образом действительно очистит Францию от англичан!..
…Ещё одна деталь: архивы дотошно сохранили все документы следствия, включая подробные протоколы допросов и приговор – а вот отчёт о казни, по удивительному стечению обстоятельств, отсутствует!.. Согласитесь – более чем странно, да и попросту невозможно по тем суровым временам.
…Не менее странным выглядит, по описаниям свидетелей, и само, с позволения сказать, мероприятие – помост для костра соорудят такой высоты, что палач не имел возможности добить уже объятую огнём жертву… таким образом, тело обуглится полностью. …Как мы уже упоминали, лицо было скрыто… получается – Жанну на костре никто не видел!.. (Зевак – вопреки распространённой живописцами и кинематографистами версии – близко не подпустят; останки, вроде бы, торопливо утопят в реке).
P.S. …В 1979 году состоится, так называемый, Орлеанский форум, на котором ведущие учёные категорически отвергнут возможность иной версии этой истории – кроме канонической. (Ну, хоть не сожгли возражающих…)
P.P.S. …Немедленно после смерти Жанны, одна за другой, появятся не менее полудюжины самозванок – некоторых из них даже признавали очевидцы (вплоть до родственников!) – и приветствовали целые города; впрочем – всех разоблачат. Что интересно: максимум, чем поплатились аферистки, был позорный столб – а их дальнейшие следы теряются. Можно подумать, что власти заботливо охраняли легенду… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 30 мая 1909 года родился Бенджамин Дэвид Гудмен, более известный просто как Бенни Гудмен – американский джазовый кларнетист и дирижёр с красноречивым прозвищем «Король свинга». Музыкант умер в 1986-м.
И ещё. 30 мая 1955 года родился Николас Боуэн «Топпер» Хидон – уважаемый барабанщик, известный, прежде всего, как участник легендарной британской группы «The Clash».
Journal information