shatff (shatff) wrote,
shatff
shatff

В этот день… 16 июля – 3

О разном – включая автомобиль Фрезе – Яковлева

Сегодняшний день проходит сквозь века, нанизывая на себя целую гирлянду воистину эпохальных событий!.. Например, именно 16 июля 622 года начинается летосчисление по Хиджре – состоялся знаменитый переезд пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Поскольку календарь будет принят спустя пятнадцать лет после события, отправной точкой, согласно воле халифа, станет не сама дата переезда (произошедшего в сентябре) – а первый день первого месяца того же года. 

…В этот же день 1054-го окончательно оформится давно зревший христианский раскол – после очередных безрезультатных переговоров,  папский посланник возложит на алтарь Константинопольской Софии буллу с анафемой. Патриарх немедленно ответит – и, обменявшись проклятиями, православие и католичество пойдут разными путями…



…Принято считать, что именно в этот день 1860 года отец премии собственного имени Альфред Нобель впервые продемонстрировал мощь своего основного изобретения – динамита; но ещё более впечатляющим окажется 16 июля 1945-го, когда на полигоне Аламогордо в Нью-Мексико была взорвана первая в мировой истории ядерная бомба (между прочим, это плутониевое изделие носило кличку «Гаджет»).

…Случилось и немало событий меньшего, но всё равно, нешуточного масштаба – вроде основания автомобильной легенды «Ауди» или публикации культовой «Над пропастью во ржи» Сэллиджера  – так что, не знаешь, что и выбрать…

…Потому, обратим внимание на менее известный, но крайне примечательный факт – и перенесёмся в Нижний Новгород, где 16 июля 1896 года на знаменитой выставке был представлен первый русский автомобиль.



…Разумеется, нам очень хотелось бы заявить о каком-нибудь отечественном приоритете, но не получится – Карл Бенц запатентовал свой двигатель  десятилетием раньше. Более того: известно, что до этого наши первопроходцы успели побывать на Всемирной выставке в Чикаго – и вряд ли могли пройти мимо выставленного там авто «Бенц-Виктория»… Впрочем – по порядку.

…Отставной лейтенант военного флота Евгений Яковлев владел предприятием под говорящим названием «Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева»; горный инженер Пётр Фрезе – «Акционерным обществом постройки экипажей «Фрезе и К°». Естественно, взявшись создавать отечественный автомобиль, первый взялся за двигатель и трансмиссию; второй – за кузов.

(Тут надо отметить, что разделение труда для начала автомобильной эры было типичным: одни предприятия делали шасси; другие, в соответствии с индивидуальными пожеланиями заказчика – кузова. Российские экипажные мастерские добились такого совершенства, что в начале века «Мерседесы» комплектовались именно отечественными кузовами (которые красиво назывались «кароссери»). Новаторским было, как раз, желание партнёров объединить усилия для производства готового авто).

 

…Итак, похожий на конную пролётку автомобиль Фрезе-Яковлева мог развивать скорость в 20 вёрст, весил 300 кг – и стоил полторы тысячи рублей. Существуют разные мнения относительно авторства двигателя: некоторые считают, что Яковлев заимствовал идеи Бенца. Другие указывают, что к тому времени отставной моряк не только занимался этим более десяти лет; но и получил несколько патентов – причём, успешно экспортировал свои двигатели в Европу – а один из его образцов красовался в лаборатории самого Менделеева. Наконец, есть мнение, что, в любом случае, Яковлев  существенно улучшил двигатель Бенца, уменьшив его вес – а за счёт этого Фрезе смог поставить автомобиль на деревянные колёса и расширить колею. (Немцы использовали велосипедные колёса). При этом вес более основательного русского авто остался примерно тем же.

...Планы у компаньонов были серьёзные – эксперты считают, что «Фрезе-Яковлев» задумывался как серийный коммерческий автомобиль, однако… новинка не вызовет никакого ажиотажа!.. Спокойно отреагировала императорская семья – Николай распробует «самоходные повозки» только через десятилетие, причём предпочтение отдаст французским «Delaunnay-Belleville»…

…Увы, у наших пионеров этих десяти лет в запасе не окажется – уже через два года Яковлев неожиданно умрёт (ему был всего-то сорок один). Фрезе продолжит в одиночку (одним из его компаньонов станет памятный нам ритейлер Елисеев) – на этом предприятии появится сначала первый российский электромобиль, потом – первый грузовик, и, наконец – даже первые карета скорой помощи и автопоезд!.. Однако, в начале века российские власти зачем-то введут льготные пошлины на готовые импортные авто… менее чем через два года Фрезе будет вынужден продать свой бизнес Руссо-Балту – и отойдёт от дел…

PS: …Рассказывают, что патриотизм Яковлева доходил до того, что в своей фирме он не допускал иностранцев к руководящим должностям – и очень сокрушался, когда приходилось закупать английский кокс (у нас такого не делали). Зато с удовольствием продавал свои двигатели за границу – не ради выгоды или личной славы, а для престижа Отечества!.. Вот такие люди стояли у истоков нашего автопрома… но – не преуспели... Впрочем, это – совсем другая история.



Напоследок. Согласно некоторым источникам, именно 16 июля 1966 года – день, когда Эрик Клэптон, Джек Брюс и Джинджер Бейкер объединились в первую супергруппу «Cream». Всего за два года своего существования эта британская команда навсегда изменила представление о блюзе и роке.



Tags: 16 июля, Евгений Яковлев, Карл Бенц, Николай II, Пётр Фрезе
Subscribe
promo 3_shurupa 08:31, friday 30
Buy for 20 tokens
…и кое-что ещё Интересная история, которая случилась несколько лет назад, и, хотя многие предприниматели уже, так или иначе, с госторгами сталкивались, а если не сталкивались, то достаточно наслышаны, тем не менее моя история будет несколько отличаться, так как в ней есть некоторые…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments